ГЧП-пилюля для экономики готова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

ГЧП-пилюля для экономики готова

9 сентября 2015 / просмотров – 1975
Экономика

Однако эксперты настаивают на совершенствовании формулы

14 июля Владимир Путин подписал закон об основах государственно-частного партнерства. Этого события в России ждали порядка 5 лет: пока документ находился в разработке, развитие института было отдано на откуп регионам. Однако кризисные явления, наметившиеся еще в прошлом году, вынудили законодателей «ускориться». Все же цена вопроса – возобновление экономического роста.

Под ответственность губернаторов
Перспективы, которые открывает ГЧП и МЧП перед федеральным центром, бизнесом и муниципалитетами, давно не откровение. За счет частного капитала можно решить социально-значимые задачи, усовершенствовать структуру госрасходов и повысить эффективность управления объектами. В нынешних экономических условиях – это как глоток свежего воздуха для региональных бюджетов, зажатых в тисках экономии.
Пока соответствующий федеральный закон не вступил в силу – это случится 1 января – Внешэкономбанк и законодательные инициативы на уровне российских субъектов не только держали институт ГЧП «на плаву», но и способствовали его развитию. Глобально формы взаимодействия инвесторов и властей определялись законами о концессионных соглашениях* и контрактах жизненного цикла. В первом случае инвестор «вкладывается» в строительство, окупает проект и только потом передает его в собственность государству. Во втором – федеральный центр или муниципалитет инвестируют средства в создание инфраструктуры, что, в свою очередь, значительно сокращает затраты на строительство. Бизнес же зарабатывает на обслуживании объекта.
«Зеленый свет» для 142 проектов
По подсчетам департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства при МЭР, отсутствие в законодательстве соответствующего федерального пласта сдерживало реализацию 142 проектов в 44 регионах РФ. Новые же условия должны сделать их более привлекательными для частных капиталов.
Из принципиально значимых положений ФЗ следует отметить, что, наконец, уточнено само понятие ГЧП-образования как юридически оформленного на определенный срок сотрудничества публичного и частного партнеров, предполагающего объединение ресурсов и распределение рисков. Также в законопроекте подробно прописаны требования к инвестору, в качестве которого может выступать российское юрлицо. По понятным причинам иностранные компании в эту область не допускаются.
Соглашение с ним должно включать строительство и (или) реконструкцию объекта, его полное или частичное финансирование при создании, эксплуатация и (или) техобслуживание и так далее. К числу сфер, закрытых для бизнеса, отнесены тепловые сети, водоснабжение и водоотведение.
Закон вносит существенное разнообразие в формы ГЧП: так, с января будут доступны концессии, в которых право собственности получает частный партнер, причем как с обязательством вернуть имущество государству, так и без него. В последнем случае ни объем госфинансирования стройки, ни рыночная стоимость объекта не должны превышать объем инвестиций частного партнера.
Придется править с листа?
Несмотря на то, что восполнение пробела в федеральном законодательстве – действительно, важный шаг, в масштабах страны быстрых и значительных изменений ситуации ждать пока не приходится.
Как отмечает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков региональные законы существуют не первый год более чем в 70 субъектах РФ, однако конкретные достижения в данной области обеспечиваются инициативами отдельных регионов, Внешэкономбанка и Агентства стратегических инициатив. «Объективные предпосылки для активизации развития ГЧП и МЧП, конечно, существуют: необходимо распределение бремени финансирования и рисков реализации инфраструктурных и иных проектов, а растущие бюджетные ограничения при сохранении социальных обязательств лишь подталкивают государство к ускоренным шагам, – считает эксперт. – Целый ряд сфер, потенциально открытых для ГЧП, уже охвачен концессиями и иными инициативами на основании региональных законов.
Широкие перспективы развития ГЧП открываются в сфере здравоохранения и образования. Однако установленные федеральным законом рамки пока этому не способствуют: закон предполагает партнерство на условиях обязательного строительства или реконструкции объектов недвижимости, а образовательные и медицинские учреждения заинтересованы в партнерстве в сфере эксплуатации объектов, создания и использования интеллектуальной собственности. Замечаний к документу, на мой взгляд, достаточно. Наиболее существенные касаются сужения состава частных партнеров, закрытого перечня объектов ГЧП, длительных сроков принятия решений, которые увеличиваются на сроки выделения субсидий. Без ответа остаются вопросы о минимальном и максимальном пределе участия публичного партнера.
В целом, закон «монополизировал» словосочетание ГЧП за конкретными видами и объектами сделок, и теперь предстоит выяснить, насколько сложившаяся в регионах практика исполнения их законов о ГЧП соответствует федеральному закону».

 

* Концессионное соглашениеэто договор, в силу которого одна сторона обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концедент), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Актуальный комментарий: «Реализация закона поможет изжить стереотип о конфронтации между частным капиталом и государственными институтами»

 

Справка «ГЧ»

Для стран Еврозоны развитие государственно-частного партнерства является одним из приоритетов, начиная с 90-х годов. К 2010-му в ЕС по этой схеме было реализовано 1452 проекта на общую сумму в 272 миллиарда евро. В 2008–2009 годах на фоне кризисных явлений в мировой экономике активность взаимодействия бизнеса и власти начала снижаться. Тогда чиновники смягчили условия реализации долгосрочных проектов, что позволило уже к 2010 году выйти на прежние темпы.

Справка «ГЧ»

Несмотря на то, что до минувшего лета на уровне федерального законодательства отсутствовала нормативная база, регламентирующая отношения в рамках государственно-частного партнерства, этот институт постепенно развивался на уровне регионов. К июню, по данным МЭР, инвестиции в проекты ГЧП составили порядка 870 миллиардов рублей, из которых 400 были вложены в социалку, 350 – в транспортную отрасль, 46 – в энергетику, 88 – в ЖКХ.

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели