Мельдоний – «аскорбинка» или наркотик? Мнение воронежских экспертов
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Мельдоний – «аскорбинка» или наркотик? Мнение воронежских экспертов

15 марта 2016 / просмотров – 17391
Закон

Всю последнюю неделю миллионы людей внимательно следят за развитием событий в мире спорта. Гром грянул, как всегда, неожиданно. Из-за положительных проб на мельдоний дисквалифицированы порядка 100 атлетов. Более 10 из них – россияне. Что же произошло?

Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) с 1 января включило мельдоний в список запрещенных веществ, несмотря на то, что лекарство не вредит спортсменам, не дает никаких преимуществ на соревнованиях, а лишь помогает восстановиться после нагрузок. Те, кто продолжал его принимать, – попались и понесли заслуженное наказание. Однако не все так просто…

На пути к мировым рекордам

Еще пару лет назад в нашей стране о существовании мельдония знали две практически противоположные группы населения – сердечники и профессиональные спортсмены. Что же их связывает?

У любого нападающего, если говорить о футболе, анализ крови после обычного товарищеского матча показывает, что человек на грани инфаркта. Такое заключение сделал бы специалист районной поликлиники. Спортивный врач, напротив, не видит повода для волнений: до остановки сердца далеко, а нагрузки в профессиональном спорте огромны, куда же без них?

По словам людей, близких к этой сфере, наши атлеты не просто работают на результат, а пашут, как асфальтоукладчики. Проводя 2-3 тренировки в день, они каждый раз «бросаются под танк». И эти герои живут отнюдь не на Олимпе, они среди нас. Это наши земляки: Дмитрий Саутин, Валентина Попова, Виктория Комова, Андрей Князев... Все, кто занимается профессиональным спортом. Все, кем гордится не только Воронеж, но и Россия. Каждый день во время подготовки к соревнованиям они идут на мировые рекорды.

Обычный организм этого просто не выдержит… Поэтому все без исключения атлеты под контролем врачей принимают те или иные восстанавливающие препараты.

Русский авось

Интересно другое. Информация о том, что мельдоний с 1 января 2016 года будет «вне закона», появилась в июле 2015-го. И, в принципе, всех этих проблем с антидопинговыми организациями можно было бы избежать, так как в России существует по меньшей мере 15 незапрещенных аналогов этого лекарства. Но наши спортсмены продолжали принимать мелдронат. Настойчиво и целеустремленно.

В этой ситуации сложно найти виновных. Скорее всего, дело в пресловутой надежде на «русский авось». В недостаточных знаниях. В забывчивости. Причем непонятно, то ли самих атлетов, то ли их врачей и агентов, то ли специалистов российских лабораторий.

Мельдоний выводится из организма около 30 суток, а не за 3-4 дня, как пишут некоторые СМИ. И если бы наши спортсмены прекратили использовать его в декабре, эксперты ВАДА при всем желании не смогли бы к ним придраться.

Но факт остается фактом. На начало этой недели 14 российских атлетов уличены в применении мельдония. Положительный результат дали допинг-пробы теннисистки Марии Шараповой, конькобежцев Семена Елистратова и Павла Кулижникова, фигуристки Екатерины Бобровой, волейболиста Александра Маркина. Кроме того, препарат был обнаружен в крови у двукратного чемпиона мира по биатлону среди юниоров Эдуарда Латыпова и игроков сборных России по «Регби-7» Алены и Алексея Михальцовых.

Теория заговора

Глава независимой комиссии ВАДА подчеркивает непредвзятость своей организации. «Мы долго думаем, рассуждаем, собираем мнения, прежде чем что-то запретить. Это не делается по щелчку пальцев, – говорит Ричард Паунд. – Каждому решению предшествует длительный процесс. И окончательный вердикт выносят не 2-3 человека, а научное сообщество».

Между тем, по некоторым данным, «мельдониевый скандал» инициирован Национальным Олимпийским комитетом США и Американским антидопинговым агентством. Они выделили деньги на более подробное изучение препарата. Причем исследовалось не то, как мельдоний влияет на здоровье человека, а то, спортсмены каких стран употребляют его чаще всего. Ответ получился ожидаемым.

Почти все атлеты, дисквалифицированные ВАДА, представляют страны СНГ. Причем западный аналог мельдония – элькарнитин – в «черный список» до сих пор не внесен.

Запрет лекарства, используемого нашими спортсменами, странным образом совпал с закрытием (по решению все того же ВАДА) Российской антидопинговой лаборатории. Осенью прошлого года ее руководителя, специалиста мирового уровня Григория Родченкова, обвинили в уничтожении 1500 допинг-проб наших атлетов. Естественно, он подал в отставку. А после был приглашен работать в точно такую же лабораторию… но в США.

В связи со скандалом российских легкоатлетов лишили права участвовать в международных соревнованиях. Они могли бы получить допуск, но Ричард Паунд подливает масла в огонь. Буквально на днях он заявил, что наши спортсмены вряд ли поедут на Олимпиаду в Бразилию.

«Я думаю, мы должны наказать всех, кто использовал мельдоний, – пояснил глава независимой комиссии ВАДА. – Если ты принимаешь это лекарство и тест положительный, ты будешь дисквалифицирован. Вне зависимости от национальности и заслуг».

Эксперты уверены: «мельдониевая война» только начинает набирать обороты и о ее завершении в ближайшем будущем говорить не приходится.

 

Тренер сборной России по тяжелой атлетике (с 1996 по 2008 год) Сергей ПОПОВ:

«Всемирное антидопинговое агентство манипулирует спортсменами»

– На мой взгляд, нужно бороться с теми, кто развязал антидопинговую войну. ВАДА –  это отлаженная система манипуляции спортом высших достижений. Одному можно разрешить что-то принять за определенную сумму денег, другому – нельзя, иначе возьмут на контроль.

Мельдоний изобрели в бывшем СССР, и мы по линии сборной страны получали его мешками. На этом препарате «сидят» белорусы, украинцы, казахи. Цена адекватная, качество неплохое, только вот толку мало. Мелдронат не сильный препарат, укрепляющий сердечную перегородку, чуть-чуть повышающий работоспособность, помогающий восстановиться после нагрузок. Мы все его кушаем перед каждой тренировкой, а их в день по 2-3. Но раз ВАДА запретила, больше не будем. Найти замену не проблема, я навскидку могу назвать как минимум 15 аналогов, которые не входят в «черный список».

Понимаете, мы созданы собирать грибочки и ягодки, а не бегать 100-метровку за 10 секунд или поднимать штангу весом свыше 200 килограммов. Организм среднестатистического человека не выдержит подобных нагрузок! И я сейчас говорю не об анаболических стероидах или андрогенах, а о примитивном мельдонии. Он абсолютно не влияет на результат, а просто поддерживает спортсменов. Отправьте моряка в поход – ему нужна аскорбиновая кислота, антиоксиданты, потому что не хватает витаминов, солнца, правильного питания... То же самое и у нас.

Спорт без фармакологии не красочен, не изящен. Представьте, если выйдет 60-килограммовый дрищ с трясущимися губами. Кому интересно на него смотреть? А если Костя Цзю или Андрей Чемеркин? Один бьет, другой поднимает. Фармакология должна присутствовать всегда – это мое личное мнение.

Председатель воронежского отделения Федерации профессионального бокса России Андрей ХАЛАЙДЖАН:

«Все топовые бойцы «дружат» с врачами»

– На сегодняшний день тема допинга в нашем обществе является наиболее обсуждаемой. Это интересно не только спортсменам, но и простым обывателям, так как часть информации идет под грифом «секретно». Главное, на мой взгляд, не путать вышеупомянутый термин со «спортивным питанием».

Если речь идет о высоких результатах, без допинга не обойтись. Все топовые спортсмены «дружат» с врачами, и в этом плане они всегда на шаг впереди контролирующих организаций.

Возьмем единоборства. Ситуация очень сложная. Спортсмен начинает подготовку к бою за 2,5 месяца. Ее разбивают на три этапа: общую физическую, технико-тактическую и спарринги. Тренировочный процесс выстраивается таким образом, что нагрузки постепенно увеличиваются, приводя бойца в «пиковую форму».

В этот период состояние спортсмена ухудшается, наступает обезвоживание, повышается риск заболеть или получить травму. Параллельно идет сгонка веса. Ребята могут сбросить порядка 10 килограммов за 2-3 недели. При этом боксер 24 часа в сутки думает о бое, тактике, сопернике. Проще говоря, испытывает сумасшедшие физические и психологические нагрузки.

Самые распространенные препараты, которые помогают справиться с ними – мельдоний и фуросемид. Первый сохраняет и восстанавливает здоровье. Второй – выводит запрещенные вещества, помогает согнать вес. Процесс приема проходит под контролем врача. В профессиональном спорте, независимо от вида, все очень строго.

Наша команда Victory Team, к примеру, ограничивается спортивным питанием. Оно менее эффективно, но зато соответствует всем существующим правилам. Я не вижу смысла рисковать. Если увлечься допингом, через несколько лет зрители будут наблюдать не за противостоянием боксеров, а за развитием спортивной медицины.

Персональный фитнес-тренер Михаил ЗЛОБИН:

«Без фармакологии последние 30 лет рекордов не было бы вообще»

– Без медицинской поддержки в современном спорте не выжить. Естественно, никто не призывает к допингу. Но все профессионалы во всем мире восстанавливаются после игр и тренировок, в том числе медикаментозными средствами. Ведь кто бы что ни говорил, спорт высших достижений неразрывно связан с соревнованиями фармацевтов.

То, как и почему препараты появляются и исчезают из списка ВАДА – вообще отдельная история. В настоящее время под подозрением кофеин, который содержится даже в чае. При этом кокаин не запрещен! Его, по мнению иностранных специалистов, нельзя использовать на соревнованиях, а вот на тренировках – пожалуйста. А это наркотик! Мельдоний по сравнению с ним – сродни аскорбинке.

Без фармакологии, на мой взгляд, последние 30 лет достижений в спорте не было бы вообще. Организм не способен выдержать такие нагрузки, опираясь на собственные ресурсы. Мы бы давно остановились в своем развитии, потому что все возможности, которые мог продемонстрировать человек, он уже показал. А что происходит сейчас? Регулярно фиксируются какие-то рекорды. И это притом, что все люди одинаковы. Все мы состоим из костей, воды и мяса – разница только в интеллекте.

В 50-х годах прошлого века, сдав определенные нормативы, можно было стать мастером спорта. А теперь те же самые показатели тянут максимум на первый разряд.

Также нужно учитывать пожелания зрителей. Что хотят видеть современные болельщики? Яркое шоу, красивые, подтянутые тела, умопомрачительные прыжки, голы, удары… Все это – результат упорных тренировок и использования лекарств. Последние обеспечивают 30 % успеха.

Справка «ГЧ»

Пострадала не только репутация россиян. Допинговый скандал отразился и на финансовом положении наших спортсменов. Так, Мария Шарапова, являясь самой высокооплачиваемой теннисисткой планеты, уже потеряла миллионы долларов из-за приостановленных рекламных контрактов.

Многие атлеты до сих пор отрицают употребление мельдония, намекая на заговоры и подлоги. Но та же Шарапова откровенно призналась: да, принимала. И попросила прощения у своих фанатов за то, что совершила ошибку и подвела их. Как выяснилось, мелдронат 10 лет назад Марии выписал семейный врач. У теннисистки были проблемы со здоровьем.

Не сладко пришлось Павлу Кулижникову. В интернете появились слухи о том, что он подумывает о суициде. Но сам конькобежец и его семья поспешили опровергнуть эти нелепые предположения. «Я жду решения по моему делу. Странно, что одних после подобных признаний хвалят, а мне намекают, что вру, – недоумевает Павел. – Когда тебя подставляют, ты проходишь детектор лжи, а тебе все равно не верят, это напрягает».

Тем временем на фоне разгоревшегося скандала ВАДА решило возродить московскую антидопинговую лабораторию. Осталось лишь получить согласие министерства спорта РФ. Напомним, что ее закрытие было инициировано тем же агентством. В прошлом году оно опубликовало доклад о том, что в России поощряется применение допинга, а сотрудники лаборатории за взятки скрывают результаты тестов.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели