От бумаги к "цифре"
К своей трудовой книжке многие россияне относятся с трепетом. Фактически в том или ином виде они существуют в нашей стране уже почти 100 лет, и даже какое-то время заменяли собой удостоверения личности. Это солидный срок, люди уже не представляют, как без них можно обойтись. Кроме того, знаменуя собой начало трудового пути и первый шаг в по-настоящему взрослую жизнь, они, помимо того, что являются доказательством стажа для начисления пенсии, отмечают все профессиональные взлеты и достижения человека. А потому для многих дороги еще и как память.
Но прогресс не стоит на месте, и, очевидно, пришло то время, когда и трудовые отношения будут оформляться в цифровом формате. Профильные органы к этому уже готовы – большинство данных о гражданах, в том числе и об их стаже, уже давно обрабатываются и хранятся в электронном виде. Осталось отказаться от двойной работы по их дублированию на бумажных носителях. Пенсионный фонд России еще в мае сообщил о завершении процесса оцифровки сведений о трудовой деятельности россиян.
А с началом осенней сессии Государственная Дума приступит к проработке пакета документов, которые позволят отказаться от бумажных книжек, благодаря возможности вести информацию о деятельности и стаже работника по-новому. Эти законопроекты впервые в истории российского законодательства вводят элементы цифровой экономики в трудовые отношения.
Роль электронной «трудовой» будет играть база Пенсионного фонда, куда работодатели станут передавать дополнительные сведения о работниках: их трудоустройстве, увольнении, продвижении по службе и изменениях зарплаты. Информация о наказаниях, наградах и благодарностях в ПФР фиксироваться не будет, хотя и вносилась в бумажную версию.
Предлагаемые изменения, по экспертным оценкам, затронут около 60 миллионов граждан и 8,4 миллиона работодателей, включая предпринимателей без образования юридического лица. Переход на электронные трудовые книжки позволит им экономить около 50 миллиардов рублей ежегодно.
Стаж в онлайн-режиме
Так, изменения в закон об учете в системе пенсионного страхования вводят для работодателей обязанность с 1 января 2020 года представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности своих сотрудников. Для этих целей индивидуальный лицевой счет будет дополнен специальным разделом, содержащим данные о месте работы человека, ее периодах и выполняемых обязанностях. В этом же перечне - дата трудоустройства, наименование должности, специальности, профессии, сведения о квалификации, информация об увольнении и его причинах.
Отчитываться, начиная с 1 января 2020 года, нужно будет ежемесячно. А с 2021 года при приеме сотрудников на работу или увольнении дополнительно подавать сведения не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа.
Для взаимодействия с Пенсионным фондом в электронном режиме работодателям можно будет использовать свои программно-технические средства или специальный сервис, предоставляемый ПФР на безвозмездной основе.
Переход на электронные трудовые книжки будет плавным. Второй законопроект, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ, предусматривает возможность сохранить бумажную «трудовую» для тех, кому это покажется привычнее и удобнее. Для этого до конца 2020 года человек должен будет подать письменное заявление своему работодателю. Всем остальным с 1 января 2021 книжки выдадут на руки, и будут вести сведения об их трудовой деятельности в электронном виде. Новичкам, впервые поступающим на работу, бумажные документы оформлять уже не будут.
Будет время на адаптацию и у работодателей. Так, в течение 2020 года кадровые службы должны будут внести соответствующие изменения в соглашения и коллективные договоры, а также при необходимости принять локальные нормативные акты. Работодатель за этот год должен будет технически подготовиться к передаче сведений в ПФР в электронном виде, и письменно уведомить свой персонал о новых правилах.
100 % прозрачность
Основное опасение, которое вызывает у россиян инициатива, связано с безопасностью их персональной информации. Однако учитывая, что, например, паспортные данные граждан и сегодня хранятся в базах МВД, а сведения об имуществе и доходах – у налоговой службы, в ПФР заявляют, что переживать здесь не о чем. Информация о трудовой деятельности россиян будет также надежно охраняться средствами защиты.
При этом переход на электронные «трудовые» позволит решить сразу несколько проблем, с которыми сталкиваются и работники, и работодатели. Во-первых, человек сможет быть абсолютно уверен, что с его зарплаты производятся отчисления в Пенсионный фонд, информация о его стаже никуда не исчезнет, и все это будет учтено при выходе на пенсию. Во-вторых, работодатели освободятся от издержек, связанных с покупкой бланков трудовых книжек, организацией их учета и хранения. Кроме того, возможность оформлять трудовые отношения в электронном виде значительно сэкономит время и кадровым службам, и работникам. А также повысит правовую защищенность тех специалистов, которые трудятся дистанционно. У людей будет возможность в любой момент проверить все записи от имени работодателя.