В центре Воронежа появится квартал «белых воротничков»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В центре Воронежа появится квартал «белых воротничков»

1 декабря 2014 / просмотров – 3599
Экономика

Давайте представим на секунду: вы – молодой или, напротив, состоявшийся ученый. Упорный труд и талант привели вас к революционному и коммерчески перспективному открытию... Однако человек науки вовсе не обязан совмещать в себе качества эффективного управленца и предпринимателя. И зачастую испытания стартапом (разработкой бизнес-плана, переговорами с инвесторами, расчетом рисков) одних заставляют отправиться на поиски своего места в Кремниевой долине, других – опустить руки и помечтать о том, как бы здорово было, если бы в городе N существовала структура, способная взять на себя преобразование инновационной технологии в готовый бизнес! И у нас есть все основания полагать, что в столице Черноземья мечта героя этой истории может осуществиться.

Уже на протяжении целого месяца ведется работа над концепцией развития технопарков в Воронежской области. По итогам открытого конкурса, организованного региональными властями, право формировать наше инновационное будущее получила НПО «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий». На днях корреспондентам «ГЧ» удалось побеседовать с директором Некоммерческого Партнерства Андреем Шпиленко, который рассказал нам о том, что, чаще всего, скрывается за модной вывеской, почему России следует брать пример с Индии, а не США и как появление новой инфраструктуры изменит жизнь нашей области.



Почему умы «утекают» за границу?
Решение проблемы интеллектуальной эмиграции тесно взаимосвязано с выработкой механизмов коммерциализации научных открытий.

«Во времена СССР все этапы внедрения новых технологий укладывались в определенную логику, существовали университеты, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро – рассказывает историю вопроса Андрей Шпиленко. – По определенной технологии, в том числе через экспериментальное производство, было достаточно легко «тащить» инновационные проекты. С развалом Советского Союза была уничтожена вся инфраструктура, мы вошли в эпоху дикого капитализма, и получилось так, что идеи по–прежнему генерируются, но они никому не нужны. Ведь для коммерциализации нужно пройти множество этапов и существуют определенные риски, а во время капитализма с ними никто не хочет сталкиваться. Разрушив советскую цепочку, мы так и не смогли выстроить эффективную систему, поэтому сейчас существует определенный разрыв между разработками и рынком. Именно поэтому в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» уделено особое внимание созданию так называемой «проводящей инфраструктуры».

Как корабль ни назови...
«В 2011 году, когда начался бум на технопарки, наша Ассоциация попыталась подсчитать их количество. Оказалось, что в стране под модной вывеской функционируют от 200 до 2000 организаций, – вспоминает Андрей Викторович. – Нас эта ситуация удивила: при таком количестве технопарков Россия должна была утопать в новых стартапах, технологических решениях... Однако прогресса не было. Тогда мы задались вопросом: а что же представляют собой так называемые технопарки? Какие функции они выполняют? И выяснилось, что под данным брендом, как правило, скрывается бизнес-модель, ориентированная на девелопмент, сдачу помещений в аренду. Между тем, во всем мире это особые территории со специальным налоговым режимом, где сосредотачиваются ресурсы государства, направленные на поддержку малого бизнеса».

Кампания против самозванцев
Безусловно, «синдром смены вывесок» подкреплялся тем, что на первых порах оставались пробелы на уровне законодательства: в части терминологии, описания технологии коммерциализации, функций технопарков и применяемых к ним стандартов. Работа над их устранением шла постепенно. В 2010 году появился ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Далее была создана «Межведомственная комиссия по развитию технопарков в сфере высоких технологий», она утвердила ряд методических рекомендаций для этих инновационных объектов. Документ стал основным, его направили в регионы, чтобы местные власти могли привести инфраструктуру в соответствие со стандартами. А совсем недавно, в конце октября, вышло постановление правительства, регламентирующее порядок возмещения затрат, направленных на создание технопарков. Одно из требований – наличие концепции развития, рассчитанной на ближайшие 10 лет. Кроме того, Минэкономразвития совместно с Ассоциацией разработало приказ, в котором сформулированы требования к технопаркам, территориям, на которых они расположены, и управляющим компаниям».

Единицы из тысяч
«Засилье «самозванцев» осложнило наши переговоры с правительством, – отмечает наш собеседник. – Когда мы обратились к профильным ведомствам с просьбой предоставить инновационным комплексам налоговые преференции и господдержку, нам ответили: «Мы с удовольствием, только скажите, кто вы и сколько вас?»
Чтобы разграничить лже-технопарки и реально работающие организации, в 2012 году Ассоциация разработала стандарты, в которых описаны все обязательные критерии. И теперь существует добровольная аккредитация, по итогам которой выдается сертификат – документ, подтверждающий, что предприятие обладает необходимой инфраструктурой и программами, направленными на коммерциализацию инновационных технологий. Это своеобразная гарантия того, что когда туда придут молодые ученые, технопарк обеспечит им все условия, чтобы проект выжил, набрал обороты и достиг определенных финансовых показателей.
«Из 2000 технопарков смогли подтвердить свой статус только четыре, – констатирует Андрей Викторович. – В Новосибирске, Ханты-Мансийске, Мордовии и Казани. Они на сегодняшний день могут служить шаблонами, образцами для субъектов РФ. Все остальные либо впустую используют бренд, либо осознали, что не дотягивают до норм».

Почему не стоит равняться на Америку?
Андрей Шпиленко убежден: России, конечно, следует брать на вооружение международный опыт, но это не Кремниевая долина.* «Ставя в пример американский опыт, многие акцентируют внимание на том, что на этой территории нет особых налоговых режимов, государство не оказывает существенной поддержки, – отмечает он. – Но Кремниевая долина началась с разработок в интересах военно-морского флота. Когда потребовались ученые, исследования частично были делегированы Стэндфордскому университету, расположенному рядом. В итоге появились технологии двойного назначения. Все это зарождалось 50–60 лет, следуя по пути органического развития. Когда есть кадры, интересные разработки, место притягивает других участников коммерциализации: венчурные фонды, бизнес-ангелов,** различные инжиниринговые центры. Однако у нас с вами нет 50 лет: инновации нужно внедрять уже сейчас».
Андрей Викторович считает, что индийский опыт – Electronics City и Bangalore – в этом смысле более применим к российской действительности. Там, чтобы миновать полвека самостоятельного развития, власти установили особый налоговый режим, сосредоточили на отдельно взятой территории госпрограммы для малого и среднего бизнеса. Естественно, желая минимизировать издержки на модернизацию, предприниматели направились туда.

Побуждение к конкуренции
«Технопарки должны стать инновационной точкой роста региона, – поясняет Шпиленко. – На территории Воронежской области сосредоточено огромное количество вузов, НИИ, есть колоссальный потенциал как у молодежи, так и у учебных заведений, которые занимаются исследовательской деятельностью. Здесь широко представлен сектор ОПК и АПК, а также некоторые другие сегменты реальной отрасли экономики. Технопарки могут стать катализатором, побуждающим предприятия к модернизации и создающим условия для классической конкуренции».

Миссия: сделать науку модной!
«Мы уже довольно глубоко погрузились в исследование инновационной активности региона, проанализировали компетенции которыми он обладает, изучили трудовые ресурсы и производственные мощности, – делится Андрей Викторович. – Перед нами стоит задача разработать и представить областным властям некую систему коммерциализации инновационных проектов, объединяющую разрозненные элементы инфраструктуры, многие из которых уже существуют (бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, лаборатории). Но они «живут» обособленно друг от друга.
Дело в том, что любой проект проходит определенный жизненный цикл – от идеи до воплощения на рынке. И он нуждается в поддержке на каждом этапе. Уже сейчас можно сказать, что в Воронежской области будет создан «распределенный технопарк»: ядро будет находиться где-то в центре города. Это будет «зона белых воротничков», модное место, притягивающее молодежь, что очень важно, ведь инновации идут от нее. В этом квартале разместятся бизнес-инкубаторы, лаборатории – все те объекты, которые не нуждаются в огромных производственных площадях.
Вокруг ядра будут собраны другие элементы, кластеры, специализирующиеся на проблематике АПК, IT, импортозамещении и строительстве. Управление будет возложено на УК, эффективность которой будет измеряться не в количестве заработанных денег, а в числе компаний, которые созданы и доведены до определенных объемов оборота».

* Кремниевая (силиконовая) долина – часть штата Калифорния, отличающаяся высокой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также ПО и устройств мобильной связи.
** Бизнес-ангелы – частные инвесторы, вкладывающие деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.

«ГЧ» будет следить за развитием событий: кто знает, быть может, через несколько лет молодые ученые и перспективные предприниматели в поисках инвесторов и интересных бизнес-партнеров будут стремиться не в Европу, Азию или США, а в столицу Черноземья.

Справка «ГЧ»

Путь к инновациям открыт!
В 2014 году заканчивается «Программа развития технопарков в сфере высоких технологий», курируемая Минкомсвязи: в ней участвуют 9 инновационных комплексов. Другие проекты также могут рассчитывать на господдержку в рамках программы Минэкономразвития. В соответствии с ней, регион может направить заявку и на конкурсной основе получить право субсидии из федерального бюджета для финансирования создания технопарка. Воспользоваться этой возможностью решило и руководство Воронежской области, заложив в структуру бюджета расходы на разработку концепции развития технопарков.

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели