«Зимние истории» от Бунина, Маршака и Кораблинова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Зимние истории» от Бунина, Маршака и Кораблинова

10 января 2017 / просмотров – 3809
Истфакт

Зимние дни – самые волшебные в году, когда, кажется, сам воздух пронизан ощущением чуда. Любопытные события, связанные с этим удивительным временем, описаны в воспоминаниях наших знаменитых земляков. Какой древний обычай поразил Ивана Бунина в детстве? Как встретил юный Самуил Маршак начало бурного XX столетия? Какими книгами зачитывался долгими зимними вечерами Владимир Кораблинов? Об этом и не только – в материале «ГЧ».

«В снежные глухие сумерки…»
Иван Бунин (1870 – 1953) родился и провел свои первые годы в Воронеже. Затем его семья была вынуждена оставить город, где из-за отцовских долгов жить стало «не по карману». Бунины перебрались на хутор под Ельцом. Здесь, в небольшом фамильном имении прошло детство писателя, которое в его воспоминаниях неразрывно связано с «полевой тишиной», «мужицкими избами» и народными преданиями. «Дворовые любили рассказывать, – отмечал он в своей «Автобиографической заметке»,* – Им же я обязан и первыми познаниями в нашем богатейшем языке, в котором, благодаря географическим и историческим условиям, слилось и претворилось столько наречий и говоров чуть не со всех концов Руси».
Маленького Ваню завораживала своеобразная красота народной речи. Не меньший интерес у него вызвали древние обычаи, в которых причудливо переплелись христианские традиции и крестьянские суеверия. Вот выдержка из воспоминаний Бунина, записанных со слов Ивана Алексеевича его женой:**
«В снежные глухие сумерки под Рождество горят в деревне, на снегу, возле изб костры. Спросил бабу на пороге: зачем это?
– А затем, барчук, чтоб покойники грелись.
– Да ведь они на кладбище.
– Мало ли что! Все ночью, каждый к своей избе, придут погреться. Им под Рождество это всегда дозволяется…»
Запомнились наблюдательному мальчику и особенности сельского быта, и яркие крестьянские «типажи». Пройдут годы, и этот опыт воплотится в блистательных произведениях писателя, которому будет присуждена Нобелевская премия «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал русский характер».

Голос нового века
Уроженец Воронежа, гений детской литературы Самуил Маршак (1887 – 1964) в юные годы много путешествовал. Переездам способствовала работа отца – заводского техника, который часто выполнял заказы в различных уголках страны. XX век мальчик встретил в Острогожске. Впоследствии наш выдающийся земляк рассказал об этом периоде в своей книге «В начале жизни». «Первые годы столетия были временем напряженного ожидания новых открытий, – читаем мы в главе «Голос нового века». – Не сегодня-завтра должен был родиться подводный корабль, который уже мелькал на страницах романов Жюля Верна; со дня на день ждали, что вот-вот оторвется от земли летающий аппарат тяжелее воздуха (…) То и дело до нас доходили ошеломительные известия о последних изобретениях». Особенно Маршаку запомнилось «знакомство» с одним из творений Эдисона.
«Однажды нам, ученикам гимназии объявили, что двух последних уроков не будет, вместо этого нас куда-то поведут, – пишет Самуил Яковлевич. – Мы построились парами во дворе и вышедший к нам преподаватель математики, прозванный Барбароссой, пообещал продемонстрировать нечто весьма любопытное. Мы пошли по главной улице и остановились перед дверью какого-то магазина, куда нас начали впускать по очереди. В просторном помещении мы увидели загадочный продолговатый ящик с двумя шнурами. Один за другим мы подходили к нему, строя всякие догадки о том, что в нем таится. Барбаросса долго молчал и только поглаживал рыжую бороду. «Вы видите перед собой недавно изобретенный аппарат, который воспроизводит любые звуки, – заговорил он наконец. – Эдисон дал ему греческое название «фонограф», что по-русски значит «звукописец».
А потом учитель запустил загадочное устройство. Это произвело на гимназистов потрясающее впечатление. «Мы были поражены, почти испуганы, – отмечает Маршак. – Никогда в жизни мы еще не слышали, чтобы вещи говорили по-человечьи…»

Путешествия по «книжной вселенной»
Автор замечательных книг, посвященных истории воронежского края, Владимир Кораблинов (1906 –1986) родился в селе Углянец, в семье священника. Родители мальчика с трепетом относились к печатному слову, и будущий писатель с малых лет пристрастился к чтению. Шкаф, туго набитый томами в пестрых обложках, стал для него «проводником» в мир невероятных приключений.
«Читал по целым дням, читал ночами, украдкой, – вспоминает в своей автобиографической книге «Азорские острова» Кораблинов. – Терпеливо дожидался, когда уснут родители, и тихонечко зажигал керосиновый ночничок, при тусклом свете еле-еле разбирая печать. Эти ночные бдения вконец испортили мои глаза, сделали меня на всю жизнь очкариком. Но какие дивные дива я пережил! (…) Мне все было интересно: и «Антон-горемыка», и «Анекдоты про шута Балакирева», и «Камо грядеши», и великосветские романы княгини Бебутовой, и жития святых…» Особенно здорово было листать пожелтевшие от времени страницы таинственными святочными вечерами, когда за окном кружила метель. Эти заочные путешествия по «книжной вселенной» стали для Кораблинова одним из самых ярких детских впечатлений.

*Бунин написал ее в 1915 году по просьбе издателей.
** Супруга писателя Вера Муромцева-Бунина приводит их в своей книге «Жизнь Бунина».

Памятный визит
В январе 1907 года Иван Бунин, который к тому времени был уже известным писателем, посетил родной город, чтобы поучаствовать в благотворительном вечере. Этот эпизод нашел отражение в его рассказе «Натали»: «Поезд пришел весь белый, дымящийся снегом от вьюги. (…) Пока извозчичьи сани несли меня в дворянскую гостиницу, едва видны были мелькавшие сквозь вьюгу огни фонарей. Но после деревни эта городская вьюга и городские огни сулили близкое удовольствие войти в теплый номер (…), спросить самовар и начать готовиться к долгой бальной ночи».

Воронежские чудеса
В книге «Азорские острова» Владимир Кораблинов ярко описал дореволюционный Воронеж. По словам писателя, город его детских лет «был щедр на чудеса». «Он поражал меня множеством изумительных вещей, – отмечал писатель. – Зеркальными витринами с чопорными восковыми господами и расфуфыренными дамами; с дорогими игрушками вроде железной дороги (…); с громадными самоварами, с картинами в пудовых золоченых рамах (…) Он поражал меня оголтелым свистом паровоза, (…) диковинными автомобилями (…), яркими афишами…».

На фото: Иван Бунин; Самуил Маршак в период обучения в гимназии; фонограф – изобретение, поразившее Маршака в юные годы; Владимир Кораблинов.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели