В первую очередь инициатива предполагает внесение изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Дело в том, что действующая редакция закона предполагает начисление социальной доплаты к пенсии, которая назначается неработающим пенсионерам в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в конкретном регионе. При этом размеры социальных доплат к пенсии могут пересматриваться при изменении величины прожиточного минимума.
В связи с этим авторы законопроекта предлагают дополнить действующую редакцию закона положением о том, что при пересмотре размера социальной доплаты к пенсии, общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты в текущем году не может быть уменьшена по сравнению с тем же показателем предыдущего года. Это положение позволит сохранить общий размер материального обеспечения неработающего пенсионера в случае уменьшения величины прожиточного минимума.
Второе изменение, предполагаемое проектом закона, касается индексации страховых пенсий в 2018 году.
Напомним, действующим Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрены две ежегодных индексации страховых пенсий: с 1 февраля, по темпу роста цен за предыдущий год и с 1 апреля, исходя из доходов Пенсионного фонда. Этот подход не менялся с 2002 года, при этом последняя апрельская индексация пенсий проводилась лишь 2014 г. В последующие годы в связи с кризисной ситуацией в экономике доходы Пенсионного фонда (ПФ) росли темпами ниже инфляции и весенняя индексация пенсий не осуществлялась.
Однако согласно социально-экономическому прогнозу на 2018 - 2020 годы ожидается общий рост экономических показателей и, в частности, прогнозируются дополнительные доходы бюджета ПФ в результате роста фонда оплаты труда. Эти условия позволяют провести в 2018 году индексацию страховых пенсий не только с 1 февраля на индекс роста цен, но и с 1 апреля. Поскольку же проект бюджета ПФ на 2018 год позволяет прогнозировать повышение страховых пенсий на значения, близкие к показателю снижающейся инфляции, авторам законопроекта представляется целесообразным перенести сроки индексации на 1 января 2018 года, установив единый индекс роста страховых пенсий в более высоком размере.
В случае окончательного принятия законопроекта, предлагаемые меры позволят повысить уровень пенсионного обеспечения всех неработающих получателей страховых пенсий, а также неработающих военных пенсионеров, получающих наряду с пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховую пенсию по старости.
Принятый сегодня во втором чтении законопроект прокомментировал депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов: «Россия переходит от «бюджета выживания» к «бюджету развития». В период ухудшения экономической ситуации в стране первостепенные задачи заключались в оказании поддержки наиболее уязвимым категориям граждан. Теперь, когда страну удалось вывести на устойчивые темпы экономического роста, необходимо обеспечить рост благосостояния людей и качества их жизни».