В соответствии с подпунктом «д» пункта 34 постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за его счет коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Причем в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления по итогам проведения его поверки. За исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Следить за истечением срока проведения поверки потребитель должен самостоятельно. У управляющей компании и ресурсоснабжающей организации нет обязанности уведомлять потребителей об истечении срока поверки индивидуальных приборов учета. Тем не менее, как правило, указанная информация представляется управляющей компанией на квитанции, когда срок поверки счетчиков истекает.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.
Согласно пункту 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более трех месяцев. После этого начисление платы происходит по нормативу потребления.