В начале апреля состоялся «круглый стол» посвященный развитию механизмов государственно-частного партнерства. На данный момент на уровне федерального законодательства предусмотрена только одна форма подобного взаимодействия бизнеса и власти, а именно концессионные соглашения*. Тем не менее, уже сейчас налицо эффект синергии: инвестиции в подобные проекты составляют порядка 870 миллиардов рублей. Из них около 400 миллиардов вложено в «социалку», 350 – в транспортную отрасль, 46 – в энергетику, 88 – в жилищно-коммунальное хозяйство.
На «финишной прямой»
Руководитель департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития Игорь Коваль отметил, в 75 субъектах РФ уже действуют соответствующие законы, однако по-прежнему отсутствует федеральный пласт. ФЗ, регулирующий ГЧП, был рассмотрен Госдумой в первом чтении в 2013 году и до сих пор находится на стадии доработки. Именно он должен дополнить концессионные соглашения* другими формами. Вопрос о причинах «пробуксовки» законопроекта периодически поднимается.
В частности, он был затронут 16 марта в рамках встречи фракции «Единая Россия» с главой МЭР. Алексей Улюкаев отметил, что изначальная версия документа имела ряд недостатков, которые к настоящему моменту устранены. Справедливости ради стоит отметить: действительно, данный законопроект относится к разряду тех, что в силу сложности не принимаются быстро – ГЧП регулирует взаимоотношения власти и бизнес-сообщества не во всех отраслях экономики, а только в тех, где есть государственные обязательства. Это и подводный камень, и неоспоримое преимущество.
В то же время руководитель ведомства напомнил, регионы в праве принимать собственные законы о ГЧП, что многие из них и сделали. В этом смысле интересен рейтинг регионов России по развитию государственно-частного партнерства, составленный Министерством экономического развития. В первой десятке уверенно держится Воронежская область. Уровень развития этого института у нас эксперты оценили на 54,4 %, что позволило нам закрепиться в группе субъектов с высоким уровнем развития ГЧП. Лестных слов от аналитиков удостоилась региональная законодательная база: хотя соответствующие акты приняты в 75 субъектах, в большинстве случаев их качество оставляет желать лучшего. Наш же регион вошел в десятку лучших.
«Бизнес-модель» с долгосрочной перспективой
Присутствовавшие на встрече губернатора Алексея Гордеева с главными редакторами и аналитиками ведущих СМИ области представители «ГЧ» воспользовались возможностью и узнали, каким он видит дальнейшее развитие института государственно-частного партнерства в регионе. В качестве примеров синергии** бизнеса и власти глава региона привел «Большую экологическую тропу», вторую и третью очереди парка «Динамо», а также частный индустриальный парк в Новоусманском районе. «Мы помогли создать эту площадку, инфраструктуру, – рассказал Алексей Васильевич. – А теперь он как частный технопарк сам набирает резидентов, ищет тех, с кем сотрудничать и делает это достаточно успешно и без бюрократических проволочек».
В режиме ожидания
Отвечая на вопрос о «самочувствии» малого и среднего бизнеса, Алексей Васильевич напомнил, что до сих пор непонятно, что делать предпринимательству – в первую очередь малому и среднему бизнесу – с недоступными кредитами. Федеральное правительство прояснило судьбу сельского хозяйства и специальных отраслей, на которые распространяются программы поддержки промышленности. «Все остальные – в ожидании, – констатировал глава региона. – Образно говоря, сегодня предпринимательский корпус – шпалы под рельсами кредитно-финансовой системы страны. Вопрос – кто выдержит? Ведь она заточена решать макроэкономические проблемы с монетарным подходом – во главу угла поставлена инфляция и более ничего».
Снять барьеры и сократить скрытые издержки
Глава региона подчеркнул: «При возникновении тех или иных «турбулентных явлений, связанных с сокращением крупных заказов со стороны государства или потребителей, представители малого бизнеса более подвижны: они лучше диверсифицированы, могут менять вид деятельности и производимую продукцию».
В этом смысле у Воронежа есть определенный запас прочности: в 90-е люди массово уходили с крупных предприятий, НИИ и, чтобы выжить, создавали небольшие промышленные и торговые предприятия, создавая компании, специализирующиеся на оказании услуг. Алексей Гордеев уверен: чтобы поддержать эту «прослойку» бизнес-сообщества, необходимо всего лишь снять барьеры.
«Пока территориальные контрольно-надзорные органы будут оцениваться вышестоящими организациями исходя из количества штрафов, протоколов, различных предписаний, они и будут требовать их для отчетности, – объяснил свою позицию глава Воронежской области. – Надо принципиально изменить оценку работы этих структур». Данный шаг позволил бы избавиться от скрытых издержек, которые давят на бизнес и не лучшим образом влияют на цены, что, естественно, сказывается на самочувствии потребителя».
Возвращаясь к вопросу перспектив государственно-частного партнерства и возможностей, которые открывает данный формат перед Воронежской областью, губернатор подчеркнул, что в подобных проектах неуместно участие «временщиков».
«Необходимо привлекать частные компании и профессионалов, у которых есть понимание того, что, если мы им отдаем тот или иной участок работы для совместной деятельности, он находится под муниципальным, региональным или федеральным контролем, – сказал он. – В этом случае можно будет строить бизнес-модель с долгосрочной перспективой»
При этом глава региона предложил не ограничиваться «социалкой», аналогичные схемы могут внедряться в жилищно-коммунальное хозяйство и промышленность. Даже многофункциональные центры могут стать площадкой для взаимодействия бизнеса и власти. «Там целый перечень услуг, в основном, предоставляемых государством и бесплатных, – сказал он. – Нужно подумать, какие услуги нужны людям и в дополнение к существующей инфраструктуре привлечь малый бизнес».
*Концессионное соглашение – договор, в соответствии с которым одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать объект. При этом право собственности на него будет принадлежать другой стороне (концеденту), которая предоставляет концессионеру право пользоваться недвижимостью в течение срока, указанного в соглашении.
** Синергия – эффект взаимодействия двух или более сторон, значительно превосходящий показатели деятельности, которые могут быть достигнуты ими по отдельности.