Под опекой государства
Воронежскую область смело можно назвать одним из флагманских регионов, в котором реализуются программы, направленные на исследование аутизма. Прошедшая на прошлой неделе Международная конференция, собравшая лучших мировых экспертов в этой области, стала еще одним этапом на пути объединения усилий профессионального сообщества и исполнительной власти для создания в России комплексной системы помощи детям и взрослым с РАС. Открывая работу площадки первый заместитель председателя правительства области Владимир Попов, по поручению губернатора Алексея Гордеева поблагодарил присутствующих за участие и зачитал приветственный адрес от главы региона:
«Для нас имеет особое значение, что этот масштабный симпозиум проходит на Воронежской земле, – отметил Алексей Гордеев. – В нашем регионе принято одно из первых в стране решений о проведении многоуровневой системной работы, направленной на поддержку детей с РАС и их родителей. Нам удалось объединить усилия представителей органов власти, общественных организаций и всех неравнодушных жителей края. Вместе мы добились серьезных изменений, как в совершенствовании оказания медицинской помощи аутистам, так и в организации условий для их полноценного развития и обучения».
Новые стандарты и возможности
В рамках работы площадки состоялось порядка 40 презентаций и круглых столов, по итогам которых были выработаны основные подходы к изучению этого заболевания и направления разработки методик адаптации людей с подобным диагнозом.
«Эта тема сегодня не просто на слуху, она уже включена в программы, – подчеркнула заместитель председателя Совета Федерации РФ Галина Карелова. – В частности, в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Я хотела бы сказать, что сегодня такого опыта в плане создания системы помощи детям с аутизмом, как в Воронеже, пока нигде нет. И поэтому наш опыт как пилотный рассматривается тремя министерствами – Минтрудом, Минздравом и Минобразования РФ».
В свою очередь, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки России Ирина Терехина: «Каждый человек имеет право на образование. Вне зависимости от того, какими заболеваниями он страдает. Это зафиксировано на уровне законодательства. С 1 сентября 2016 года в силу вступили новые образовательные стандарты, которые как раз и предусматривают программы для детей с психологическими расстройствами и инвалидов. Отмечу, что дети с РАС у нас выделены в отдельную категорию. Ребенок с таким диагнозом, в зависимости от степени его выраженности, может обучаться и в обычном, и в специализированном классе. Что касается дошкольного образования – его планируется внедрить во всех учреждениях к 2020 году».
В начале пути
На данный момент в России доля детей, страдающих аутизмом, составляет 1%, то есть порядка 7 тысяч человек. И это – весьма усредненные данные. Аутизм из-за схожести симптомов с другими психическими расстройствами очень сложно диагностировать, так что в реальности количество детей, страдающих РАС, может быть в разы больше. Так, только в Воронежской области зарегистрировано порядка 200 случаев этого заболевания. И, как показывает и зарубежная, и отечественная практика с каждым годом число детей, которым ставят такой диагноз, увеличивается.
«В Воронежской области работают люди, которые понимают всю сложность и важность поставленной задачи и готовы решать ее в полном объеме, – отметила президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова. – Пока мы находимся в самом начале этого пути. Но уже есть определенные достижения: удалось наладить межведомственные коммуникации. Следующим этапом станет разработка методик и обучение врачей и социальных работников».