Над законом работали не только представители депутатского корпуса, но и специальная комиссия, в которую вошли сотрудники страховых компаний и станций технического обслуживания, а также активисты сообществ любителей автомобилей.
По результатам работы комиссии было подготовлено более 60 поправок в существующий закон об ОСАГО. Их рассматривали в ходе пленарных заседаний Государственной Думы с середины декабря прошлого года, а 28 марта 2017 законопроект был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Документ вступит в силу через 30 дней. Пока нововведение будет распространяться на полисы, оформленные только после этой даты.
На какие изменения в законе об ОСАГО стоит особенно обратить внимание – в материале «ГЧ».
Новые правила технического обслуживания
Поправками предлагается установить расстояние, на которое должна быть транспортирована машина после ДТП. Оно должно составлять не более 50-ти километров от места происшествия или жилища автовладельца: выбор точки отсчета в этом случае предоставляется самому водителю.
Кроме этого, срок ремонта ограничили 30 днями, в случае задержки предусматривается штраф в 0,5 % от суммы возмещения за каждый день простоя. На проведенные в рамках страховки работы владельцу авто выдается гарантия: на кузовные и лакокрасочные работы – 1 год, на остальные виды ремонта – полгода.
Новые поправки также накладывают запрет на использование при ремонте деталей, бывших в употреблении, то есть при страховом ремонте не будет учитываться износ авто и прежних запчастей, как это было ранее.
Если страховщик не будет соблюдать требования, предусмотренные поправками, то решением Центрального Банка его могут лишить права обеспечения страховых случаев натуральным ремонтом и обязать выплачивать всем пострадавшим денежные компенсации. Срок действия санкции – до 1 года.
Выбор автосервиса – под ответственность страховщика
Выбор сервиса, который будет осуществлять восстановление транспорта, будет ограничен реестром компаний, с которыми у автостраховщика заключены соответствующие соглашения. Владелец может предложить и свою ремонтную бригаду, но сотрудничество с ней возможно только с согласия компании, оформившей «автогражданку». Машины «младше» 2 лет, находящиеся на гарантии, будут обслуживаться у официальных дилеров.
Эта поправка вызвала наибольшие разногласия парламентариев. Некоторые члены депутатского корпуса опасаются, что ограниченность реестра дает лазейку для мошеннических схем, при которых будут лоббироваться интересы дешевых, но некачественных станций технического обслуживания. Однако, как пояснили авторы законопроекта, каждая из станций будет тщательно проверяться и, в случае жалоб владельцев, на страховщика может быть наложен крупный денежный штраф.
По старой схеме
В числе поправок также представлен список случаев, при которых ремонт по желанию пострадавшего может быть заменен на денежную компенсацию.
Воспользоваться этим правом предлагается в следующих случаях: если машина не подлежит восстановлению; сумма требуемого ремонта превышает 400 тысяч рублей – максимальный размер страховых выплат; потерпевший погиб или получил тяжелые и средней тяжести травмы; автостраховщик не может обеспечить необходимые технические работы; пострадавший является инвалидом. Также получить деньги вместо ремонта можно по взаимной договоренности со страховой компанией.
Зачем это нужно?
Как отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев, «принятый законопроект сыграет существенную роль в наведении порядка на рынке автострахования».
Во-первых, инициатива станет эффективным инструментом борьбы с «автоподставами», когда нечистые на руку юристы вымогают со страховых компаний суммы, в разы превышающие стоимость реального ремонта. Владельцы, нанимающие таких специалистов, получают деньги под расчет, а основной капитал оседает в карманах третьих лиц. Следствием такой «работы» юристов-мошенников стала нехватка бумажных полисов «автогражданки»: в ряде регионов – Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской и Ивановской областях – компании из-за убытков от мошенников просто отказываются страховать транспорт.
В-вторых, введение запрета на использование при страховом ремонте бывших в употреблении деталей позволит владельцам получить качественное обслуживание автомобиля любого возраста. Как отметил депутат Государственной Думы Сергей Чижов, это исключит случаи, когда суммы компенсации, рассчитанной с учетом износа, не хватало на ремонт и хозяину приходилось оплачивать его из личных средств.
В-третьих, инициатива позволит более оперативно решать вопросы возмещения ущерба при авариях, участниками которых стали более 2-х автомобилей. Ранее при таких ДТП водителям приходилось обращаться к страховщику виновника, теперь все вопросы по компенсации можно решить с компанией, оформившей полис лично вам.