Одно из ключевых новшеств данного документа заключается в предложении расширить парламентский контроль на таможенно-тарифную политику государства (напомним, что согласно действующим нормам права, представители Совета Федерации обсуждают проекты основных направлений бюджетной и налоговой политики). Так, в случае вступления инициативы в законную силу, специалисты Минэкономразвития, занимающиеся разработкой таможенно-тарифного курса, будут передавать соответствующий пакет документов одновременно в Комитет Госдумы по бюджету и налогам и в Правительство РФ.
Пристальное внимание парламентариев, согласно тексту законопроекта, распространится и на федеральные целевые программы. Это касается, в том числе, появления обязанностей Правительства обосновывать любые изменения финансирования действующих программ, используя весомую экономическую аргументацию, и четко указывать источники дополнительного ассигнования. Очевидно, что такой механизм нацелен на борьбу с теми неприятными материальными последствиями, которыми грозит отечественной казне принятие «сырых» решений. Кстати, представители некоторых фракций уже предложили присовокуплять к обосновывающим документам и подробный отчет о реализации каждой конкретной ФЦП, для того, чтобы иметь объективное представление о степени ее эффективности.
Интересно, что выносить заключения на основе рассмотрения проектов профильным комитетам Госдумы и Совету Федерации в рамках парламентского контроля придется достаточно оперативно – для этих целей законопроект отводит им 15 дней. В тоже время, если Правительство в установленный срок не дает своего заключения на ту или иную инициативу, Совет Госдумы имеет право потребовать объяснений у высшего коллегиального исполнительного органа государственного управления о причинах такого отсутствия и потребовать исправить сложившуюся ситуацию в течение 30 дней