Не как все…
«В любой социальной среде, коллективе есть такие люди, которые не подходят под общие стереотипы, они имеют иную систему ценностей, – объясняет эксперт рубрики, психолог-консультант Светлана Бажажина. – Определенные форматы поведения моделирует большинство или те, кто обладает определенными качествами характера и статусом. Если человек, который входит в среду, не соответствует этим форматам, его нарекают «белой вороной».
Проще влиться в коллектив, когда он только формируется: все его участники ведут себя осторожно, стремятся наладить общение, они более тактичны, сдержаны и внимательны друг к другу. «Белая ворона» в этом случае не перестанет быть таковой, но найдет свою нишу и, возможно, будет принята в круг сотрудников. В таком ситуации ее нестандартное мышление и поведение не будет жестко оцениваться окружающими.
Обретая индивидуальность
Почему дети становятся «белыми воронами»: неправильное воспитание, ожесточенность подростков или особенности самого ребенка? Психолог объясняет, что на характер и поведение ребенка влияет семья, но это не единственный фактор: «Иногда дети попадают в стрессовые ситуации, проходят серьезные жизненные испытания, которые деформируют их восприятие жизни, меняют приоритеты. А есть дети, которые появляются на свет с чувствительной ранимой психикой, с уже врожденными необычными способностями. Все это накладывает отпечаток на построение отношений с социумом».
Но может быть и обратный эффект: когда ситуация изолированности помогает ребенку обрести индивидуальность. Страдание, вызванное этой навязанной ролью, утомляет, на смену приходит демонстрация своей неповторимости (кстати, иногда эпатажная), что не снимает напряженности в отношениях со сверстниками.
Есть и такой вариант, когда уровень социального развития группы низкий, а подросток ориентирован на более высокие ценности, цели, идеалы. Тогда окружающие, которые чувствуют некую неполноценность по сравнению с ним, радостно объединяются, чтобы продемонстрировать свое превосходство хотя бы в этом.
Вопреки мнению
В период с 11 до 16 лет взрослеющий человек впервые осознает перипетии собственного развития. И прежде, чем прийти к индивидуальности, проживает период «стадного чувства», когда очень важно быть как все. Если ребенку выпадает доля «белой вороны», то обычно это болезненно, потому что тогда он четко понимает, что не принят, не признан, то есть один. Критические замечания наслаиваются одно на другое, усугубляя душевные переживания. Возможно появление отрицательной самооценки, которая начинает руководить поведением подростка, он рассуждает так: «Раз вы считаете, что я плохой, ну и буду таким!»
Больше всего на свете ребенок боится, что у него что-то не получится. После первых неудач он готов сбежать и бросить начатое дело. Он не хочет показаться смешным, уж лучше вообще ничего не делать. Так происходит во всех сферах: и в учебе, и в ведении домашних дел, и в общении.
«Если подросток в окружающем мире стал «белой вороной», то не стоит упрекать его за это. Наоборот, ему нужно помочь принять себя таким, какой он есть, поделиться опытом, как можно построить гармоничные отношения с окружающими, а также поддержать его морально, – рекомендует Светлан Бажажина. – Потому что в этой ситуации ребенок встает перед выбором: или сдаться под давлением среды и стать призраком или продолжать работать над собой, ценить и уважать себя, вопреки негативным оценкам со стороны».
Поиск компромисса
В ситуации, когда подростка окрестили «белой вороной», психолог советует родителям заряжать его верой, похвалой, одобрением, почаще рассказывать о людях, механизмах и правилах общения, поведении в конфликтах, разбирать острые ситуации. «Если ребенок не знает социум и правил взаимодействия с ним, он не сможет управлять ситуацией и самим собой! Нужно привести подростку примеры из своей жизни и жизни других людей, которые столкнулись с такой же проблемой. Рассказать ему, как они решали ее».
Также Светлана Бажажина обращает внимание взрослых на то, что им необходимо следить, чтобы у ребенка не возникало высокомерия по отношению к другим, чтобы он не становился зазнайкой и выскочкой. Ведь именно так некоторые «белые вороны» пытаются повысить свою важность в коллективе, чем вызывают еще большую неприязнь.
«Во всем нужен разумный баланс, – подытоживает психолог. – Безусловно, «белым воронам» стоит проявлять себя в учебе, в каком-либо мастерстве, чтобы быть активными. Но одновременно с этим стоит прислушиваться к общественному мнению, не идти против всего коллектива только из-за принципа, проявлять гибкость, искать компромисс! И еще очень важна вера в ребенка самих родителей, их доброе и любящее отношение».
Детям «вне формата» необходимо учиться быть одному, быть самодостаточным и не бояться этого. Когда человек умеет видеть позитивные моменты одиночества, роль «белой вороны» становится для него не актуальной.
Редко бывает, чтобы в коллективе «белую ворону» вообще никто не принимал. Чаще всего находятся люди, которые готовы общаться с таким человеком. Если есть хотя бы один собеседник – это уже большая помощь и поддержка, значит «белая ворона» уже не так одинока.
Если у ребенка возникают психологические проблемы, он боится идти на уроки, не хочет постигать знания, приходит домой с побоями, у него воруют деньги и учебные принадлежности, пора поднимать вопрос на уровне администрации школы и заниматься психокоррекционной работой!