Время бить тревогу
Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Ведь агрессия может быть одним из переходных этапов развития. Существуют ли критерии, по которым можно определить, что жестокость ребенка переходит границы и необходимо предпринимать крайние меры? Кого действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Малыша, который гневно кричит в ответ на родительское «нет», или того, кто при любом удобном случае пускает в ход кулаки?
Существует два вида детской жестокости: фрагментарная и устойчивая. «В первом случае агрессивное поведение ребенку не свойственно, оно проявляется спонтанно и урывками, – продолжает психолог. – Здесь ребенок проверяет степень наказания и уровень дозволенности, неумело копирует поведение окружающих». В этом случае коррекция проста: достаточно твердо и жестко сказать, что поступать так нельзя, разъяснить почему, и перевести внимание ребенка на деятельность. Это обычный возрастной этап, где требуется внимание и воспитание родителей.
Агрессивное поведение ребенка – сигнал о том, что он нуждается в помощи |
Предотвратить жестокость
Настоящая жестокость начинается в тот момент, когда ребенок чувствует удовлетворение от того, что он получил желаемое, и одновременно замечает, что при этом страдает другое живое существо. И затем, когда ему снова захочется почувствовать свое превосходство, он вновь станет искать жертву. Так возникает привычка улучшать свое самочувствие лишь за счет других.
А начинается все с естественного желания познать мир. Например, стремясь узнать, как изнутри устроена рыбка, ребенок пытается достать ее из аквариума, чтобы разрезать пополам. Для него в этом ничего сверхжесткого нет – он же разбирает игрушечные машинки, почему не «разобрать» рыбку? Что делают родители в этом случае: запрещают издеваться над живым существом, объясняя это тем, что ему будет больно, и оно умрет (чего ребенок еще не знает).
Существует два вида детской жестокости: фрагментарная и устойчивая |
Чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо предложить малышу другой вариант сделать то, что он хочет. Например, прочитать книгу о рыбках, посмотреть фильм и так далее. Поступая таким образом, родители показывают своему чаду, что не отвергают, а принимают его желания, но в то же время, что очень важно, учат осуществлять их цивилизованно.
Правильно реагировать
Одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить по причине индивидуального возрастного развития ребенка. Ведь его личность еще только формируется и, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы. Эту энергию детской агрессивности важно направить в иное, не деструктивное, а конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно – так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали его как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.
Эксперт рубрики еще раз предостерегает: ребенка нельзя наказывать физически. «Попытайтесь найти причину агрессивного поведения, не говорите: «А если бы с тобой так поступили»? Это бессмысленно! Ребенок просто замкнется в себе, и все. Учите малыша смотреть на себя со стороны, объясняйте ситуацию через примеры, чтение соответствующей литературы, сказки».
Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим уметь адекватно реагировать на его поведение |
В любом случае, родителям нельзя закрывать глаза на агрессивное поведение их чада. Если же мама с папой не вникают в поведение малыша, а только раздражаются, прикрикивая «Прекрати!», то молчание ребенка не будет означать того, что агрессия исчезла. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию – чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности.
Услышать сигнал
За проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Точнее сказать, сама семья, не дающая малышу необходимого понимания, тепла, защиты. Именно эта «среда» порождает детские проблемы. Особенно опасно, если родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, перекладывая всю ответственность на других – общество, преподавателей, врачей. В таких семьях вырастают самые «проблемные» дети.
Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим уметь адекватно реагировать на его поведение. Не воспринимать стремление поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание. Так ребенок трубит сигнал SOS, выражая желание получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей. И это именно то, что должны услышать взрослые.
«Воспитание – это процесс сложный, требующий больших усилий, внимания, терпения, времени, – объясняет Татьяна Корецкая. – Ребенка необходимо водить в спортивные секции, где обучают не конкуренции, не победе любой ценой, а защите меньших и слабых. Свободное время малыша следует занимать прогулками, общением, чтением, развивающими играми, ведь именно так он познает основы жизни. И помните – каждый поступок вашего чада надо объяснять, обсуждать, не боясь отвечать на порой шокирующие детские вопросы».
Отвечать за свои слова
Воспитание не ограничивается лишь тем, чтобы объяснить ребенку правила. Родители должны следить, чтобы все выполнялось, а за нарушением следовало наказание. И здесь от взрослых потребуется твердость, даже если проступок кажется безобидным. Серьезность нарушения никогда не измеряется ценностью предмета, ставшего его причиной. Потому что, нарушая правило, ребенок всегда бессознательно стремится проверить: такое ли оно твердое, как взрослый ему говорил? Если родитель наказывает, он таким образом подтверждает свои слова, если не реагирует – он их дискредитирует. И его реакция тем более важна, потому что для ребенка она способна поставить под сомнение саму ценность слова. «Если можно говорить одно, а делать наоборот, какой в словах вообще смысл?» – рассуждает малыш.
За проявлениями детской злости и грубости всегда стоят проблемы семьи, в которой растет ребенок |
Понять и помочь
Никто из нас не рождается изначально добрым или жестоким, защитником слабых или безжалостным мучителем. Ни один ребенок с колыбели не бывает злым. Это так же верно, как и то, что ни один младенец не рождается цивилизованным, готовым жить по правилам социума. Потому что в самом начале жизни его психическая организация еще бесконечно далека от него.
Ни один ребенок не бывает злым с колыбели |
Справка ГЧ:
В чем причина детской агрессии?
Психологи Университета Монреаля (Канада), наблюдая за развитием 35 000 детей (с пятимесячного до двенадцатилетнего возраста), обнаружили, что пик агрессии наблюдается в полтора года: дети драчливы, легко ссорятся, кусаются, царапаются, толкаются, визжат. Но примерно к пяти годам большинство из них осваивают мирные способы достижения своих целей, и количество конфликтов снижается. Однако некоторым детям требуется значительно больше времени для того, чтобы усвоить социальные нормы и навыки общения. Руководитель исследования Ричард Трембли отмечает, что поведение матери во время беременности – курение, употребление спиртного, а также плохое питание и постоянный стресс искажают нейробиологическое развитие плода, что отражается на тех зонах его мозга, которые отвечают за эмоциональный контроль.
В чем причина детской агрессии?
Психологи Университета Монреаля (Канада), наблюдая за развитием 35 000 детей (с пятимесячного до двенадцатилетнего возраста), обнаружили, что пик агрессии наблюдается в полтора года: дети драчливы, легко ссорятся, кусаются, царапаются, толкаются, визжат. Но примерно к пяти годам большинство из них осваивают мирные способы достижения своих целей, и количество конфликтов снижается. Однако некоторым детям требуется значительно больше времени для того, чтобы усвоить социальные нормы и навыки общения. Руководитель исследования Ричард Трембли отмечает, что поведение матери во время беременности – курение, употребление спиртного, а также плохое питание и постоянный стресс искажают нейробиологическое развитие плода, что отражается на тех зонах его мозга, которые отвечают за эмоциональный контроль.
Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, утверждает: «Есть множество нюансов и деталей, которые определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка является не самой болезнью, но лишь симптомом, за которым кроются действительные причины его состояния. И их необходимо найти. Иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно».