«Детские дневники войны»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Детские дневники войны»

18 октября 2019 / просмотров – 1400
Культура

Война, блокада, Ленинград… В преддверии 75-летия Победы театр кукол решил взглянуть на трагические события истории нашей страны глазами детей. В этом творческой группе помогла книга Даниила Гранина и Алеся Адамовича, собравших дневники маленьких жителей северной столицы, а также воспоминания воронежцев Ольги Петровой, Бориса Шульгина и Тамары Харченко, ставших свидетелями оккупации нашего города.

Место, где хранятся воспоминания

Главные герои спектакля «Детские дневники войны» – люди. Куклы лишь связующе звено, элемент детства. Ленинградцы и воронежцы рассказывают о том, что происходит вокруг – о бомбежках и обстрелах, голоде, смерти близких, а также о книгах, дружбе, любви…

«В спектакле используются плоскостные куклы с элементами механики. Теневые. Объемная кукла-планшет. Но ни одна из них не выдерживает психологии, только человек владеет этим инструментом, – объясняет художник-постановщик Елена Белых. – Я отталкивалась от самой памяти, которая сейчас сохраняется только в музеях. Документы, предметы, зеркало сцены… Это просто место, где хранятся воспоминания. Мы специально сделали отдельный экран для работы с теневым театром. Потом ребята стали обыгрывать и обживать пространство. Это распространилось и на сцену, и за кулисы».

Автор спектакля, художник и композитор работали в тандеме. Музыка Александра Балаяна призвана передать состояние детских душ. Песни военных лет использовать не стали, решили, что это неуместно.

Самое сокровенное

О «войне детей» мы не знаем ничего. Самым сокровенным ребята делились с дневниками. Они разговаривали с ними, строили планы на будущее, мечтали… Пожелтевшие ученические тетрадки – это целый мир, полный жутких и трогательных событий.
В спектакле заняты пять человек – Владислав Ефанов, Анна Лужецкая, Дарья Сарычева, Григорий Вахрушева и Сергей Шамамян. Когда актеры рассказывают о подрыве Чернавского моста, появлении немцев на Манежной или повешанных на заборе земляках, слезы наворачиваются даже у взрослых.

«Воспоминания настолько живые, искренние и честные, что нет ощущения, что это было когда-то давно. Читать просто невыносимо. К горлу подступает ком, и ты откладываешь книгу, чтобы успокоиться. А выходя на сцену, пытаешься сдерживать эмоции, так как они мешают донести до зрителей то, что ты хочешь, – признается актер Григорий Вахрушев. – Когда дети пишут эти простые, но очень страшные вещи, это тяжело. Хочется только одного, чтобы такое никогда не повторилось. Моя бабушка во время войны работала на заводе, а дед служил на Восточном фронте. Я лично знаком со свидетелями той эпохи. Мы живем в стране, которая пережила войну, и должны помнить, как это было».

«Перед тем, как выйти на сцену, мы долго готовились, читали, плакали, – вспоминает актриса Анна Лужецкая. – Сейчас дети мало знают о войне, их жалеют, щадят, а нам хочется, чтобы они были в курсе всего, что происходило, без прикрас. Дневники реально погружают в эту атмосферу. Рассказывают не о боевых действиях, а о переживаниях детей, как они сидели в подвалах, не если, не пили, не спали… Даже я, взрослый человек, открыла для себя много нового. Раньше думала, что люди в блокаду умирали от голода, а оказывается и от того, что ели клейстер и разбухали. Выдачу хлеба я также представляла по-другому. Книга Гранина стала для меня откровением».

Город-герой

Тридцать пять дневников советских детей. Самые честные свидетельства. Из тыла, с оккупированных территорий, гетто и концлагерей, блокадного Ленинграда и нацистской Германии. Тридцать пять разных войн. Из книги Даниила Гранина арт-директор театра «Шут» Светлана Дремачева выбрала те, с помощью которых можно передать последовательность событий: начало боевых действий, голод, введение хлебных карточек, снятие блокады.

«Сначала я хотела сделать спектакль о Ленинграде. Его героизм безграничен. Ни один город мира не пережил такой блокады. Но в процессе работы, мы подумали, что Воронеж, который не позволил немцам пройти к Ставрополью, богатым регионам России, не был сдан, стоял на смерть и был разрушен на 95%, тоже совершил подвиг. Мы живем в этом городе, любим его. Так появилась воронежская часть, – рассказывает режиссер. – В театр приходят дети, для которых улица Феоктистова, Дурова, Мира – родные. И они должны знать, что пережили эти дома и жители, которые восстановили город буквально за десятилетие, и он снова стал красивым и замечательным. К сожалению, литературы на эту тему мало, детских воспоминаний вообще нет».

Светлана Владимировна использовала материалы краеведческого музея и архив, собранный воронежским журналистом Эдуардом Ефремовым. Записи подлинных людей – ничего не придумано.

«Тема тяжелая, но я чувствую зрительский интерес. Сейчас очень много стрелялок, но о войне они не рассказывают. Тем более о переживаниях детей. А это важно, – уверена Светлана Дремачева. – После этих страшных событий мы прожили без войны всего 7 десятилетий...»

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели