По словам члена налогового Комитета, депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Чижова, законопроект позволит снизить финансовые и временные затраты бизнеса на ведение бухгалтерской документации, тем самым снижая административные барьеры для развития малого предпринимательства в России. «Представленные поправки следует относить к категории «уточняющих», а не кардинального меняющих действующее законодательство, – подытожил парламентарий.
– До принятия нового закона о бухгалтерском учете, вступившего в силу в этом году, организациям малого бизнеса разрешалось вести свою отчетность не в полном объеме. К примеру, компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, вели учет только основных средств и нематериальных активов. Это не только позволяло им рассчитывать налог как 6% от полученной выручки, но и избавляло от постоянной необходимости документировать и подтверждать каждый вид расхода в целях налогообложения. Однако после 1 января 2013 года ситуация изменилась: теперь все организации обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Для малого бизнеса это нововведение обернулось дополнительными расходами на оформление и сдачу бухгалтерской отчетности.
Конечно, тот факт, что обновление правовой базы для государственного регулирования в области бухучета действительно необходимо, не вызывает сомнения. Ведь действовавшая до 2013 года редакция была принята почти два десятилетия назад, за это время она порядком устарела и не позволяла в полной мере формировать достоверные данные о компаниях. С другой стороны, реализация нового закона сопровождается увеличением административной нагрузки на бизнес, что идет вразрез с целями новой «дорожной карты» по упрощению процедур для предпринимателей.
Логичным решением в данной ситуации может стать принятие новых мер, которые позволят бизнесу избежать двойных стандартов и направить все усилия на решение более важных задач. Например, на реализацию социально ориентированных инвестиционных проектов, таких как строительство частных детских садов. Сегодня по таким программам бизнес может получить до 10 миллионов рублей, при условии, что стоимость самого строительства обойдется не менее 20 миллионов рублей. Подобный вариант государственно-частного партнерства достаточно востребован в большинстве регионов страны, столкнувшихся с проблемой нехватки мест в дошкольных учреждениях. В Воронежской области, например, в этих целях в течение 2013 – 2014 годов уже планируется построить при участии делового сообщества 10 детских садов общей мощностью 2,5 тысяч мест.
Со временем практику реализации подобных проектов мы сможем распространить и на другие приоритетные сферы. И в этом случае снятие излишних административных барьеров послужит необходимым условием для привлечения бизнеса к решению социальных проблем регионов. Поэтому сегодня мы предлагаем предоставить всем без исключения субъектам малого предпринимательства право вести бухгалтерский учет в упрощенном виде, т.е. на основе баланса и данных о финансовых результатах. По сути, речь идет о введении новых преференций, освобождающих бизнес от излишней отчетности. А это, в свою очередь, ведет к снижению их временных и финансовых затрат на подготовку необходимой документации. В то же время документ сохраняет для надзорных органов возможность составить верное представление об организации, в том числе о ее прибыльности, на основании конкретных данных бухгалтерского учета.