Если законопроект будет окончательно принят, индивидуальным предпринимателям и юрлицам, чтобы сэкономить 50 % на административных взысканиях за нарушение таможенного законодательства, будет достаточно проявить сознательность: своевременно устранить нарушение и уплатить штраф в течение 30 дней с момента его назначения.
В Госдуме полагают, что либерализация системы мер административного наказания позволит решить проблему низкой собираемости таможенных штрафов: по статистике Федеральной таможенной службы на сегодняшний день в добровольном порядке оплачивается порядка 30 %, в результате чего бюджетная система недополучает доходы на сумму в несколько миллиардов рублей.
По словам депутата Государственной Думы, председателя подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Сергея Чижова, основания дает положительный опыт реализации подобного механизма ГИБДД. После вступления в силу принятого парламентариями в 2014 году закона о 50 % дисконте за скорость уплаты штрафа - в течение 20-дневного льготного периода – только за первые три недели собираемость платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла в 3,5 раза.
Разумеется, система будет адаптирована к специфике таможенного законодательства. В частности, предлагается установить более продолжительный льготный период – он будет составлять 30 дней. Кроме того, обязательным условием предоставления скидки является устранение нарушений, повлекших за собой административное наказание. Вместе с тем, авторы законопроекта предлагают вывести из-под действия этой нормы случаи, когда исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено или рассрочено.
По всей видимости, на стадии второго чтения в документ могут быть внесены изменения, направленные на адаптацию этого механизма к общепринятым принципам исчисления административных штрафов. В частности, скорее всего, будет применяться более дифференцированный подход к предоставлению преференции – с учетом того, что размер взыскания зачастую зависит от стоимости товаров, на этой корректировке в частности настаивает Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству.