Энергия на созидание
Год добровольца в России приближается к завершению, за это время уже многое удалось сделать для укрепления движения волонтерства: как на федеральном, так и на региональном уровнях. По всей стране проводятся мероприятия, реализуются проекты и запускаются всевозможные тематические акции. Ранее на страницах «ГЧ» мы также писали о том, что наравне с данными инициативами идет формирование нормативной базы в сфере добровольчества. Так, в конце прошлого года был принят закон, который определяет статус, права и обязанности активистов, а также устанавливает механизм взаимодействия волонтерских объединений и органов власти. Затем в апреле Госдума внесла изменения в Налоговый Кодекс России и тем самым освободила доходы добровольцев от налогообложения. Сюда, в частности, относится компенсация расходов, которые понесли волонтеры при покупке спецодежды, питания и инвентаря, а также премии, которые НКО выплачивают активистам из средств президентского гранта за победу в различных конкурсах и соревнованиях.
Между тем, нижняя палата парламента продолжает создавать благоприятные условия для добровольческой деятельности в нашей стране. На минувшей неделе депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект, который разрешает привлекать волонтеров к сохранению объектов культурного наследия. На сегодняшний день действуют строгие правила и требования к специалистам и организациям, участвующим в этом процессе. В то время как довольно большую часть работ могли бы выполнять добровольные помощники: расчистить территорию, демонтировать строительные леса и многое другое.
«В советские годы такая практика была довольно распространена. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в 1970 – 80-е годы объединяло свыше 10 миллионов человек. Силами его участников было защищено от сноса и отреставрировано более 3 тысяч памятников. В новейшей истории порядок допуска к ремонтно-восстановительным работам стали строже. Во избежание утраты объектов культурного наследия обязательными условиями стали аттестация и лицензирование деятельности специалистов. Даже в случаях, когда речь идет о простых работах вроде расчистки территории, на которой ведется реконструкция. А организациям, которые на свой страх и риск, привлекают волонтеров, грозит административная ответственность, – комментирует депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов. – Мы с коллегами приняли решение устранить данный пробел: в обозримом будущем в России появится перечень работ, в которых можно участвовать на добровольных началах. Для Воронежской области мера совершенно точно будет полезна: на территории нашего региона под охраной почти 3 тысячи объектов культурного наследия».
По мнению председателя Общественного совета при Управлении архитектуры и градостроительства, воронежского краеведа Ольги Рудевой, эта инициатива действительно может стать спасением для многих памятников культуры и истории.
«В рамках фестиваля восстановления исторической среды, который проходит в нашем городе по инициативе Общественного совета мы очень хотели привести в порядок усадьбу Плотникова на Никитинской, 2. Но пока работать с домом-памятником нам не разрешили, хотя в других городах находят такую возможность. Поэтому мы очень ждем этот законопроект», – подчеркнула Ольга Рудева.
«Город – моя зона комфорта и ответственности»
Чтобы сохранить исторический облик города, вернуть прежнюю свежесть и новизну памятникам культуры и архитектуры, не стоит уповать исключительно на городскую или районную администрацию. Решить проблему можно, не дожидаясь официальных распоряжений и постановлений. Опыт воронежских волонтеров фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» показывает: личное неравнодушие – вот, что является двигателем общественного прогресса.
«Сейчас у людей в основном такое мышление: «Моя зона комфорта и ответственности находится за входной дверью, внутри квартиры. Все, что за ее пределами – не мое, и я не могу и не хочу отвечать за это». Мы же своим фестивалем показываем, что город – вот моя зона комфорта и ответственности, и я действительно могу на него повлиять. Так может сделать любой воронежец, – объясняет организатор фестиваля в Воронеже, краевед Антон Позднухов. – Например, мне очень нравятся старинные здания, но многие из них сейчас находятся не в лучшем состоянии. Когда я узнал про фестиваль, понял – это тот самый инструмент, который может изменить ситуацию, преобразить эти домики».
В Воронеже «Том Сойер Фест» стартовал в июле этого года. Для ремонта был выбран дореволюционный дом по адресу: улица Таранченко, 20. По словам организаторов, объект отвечает всем критериям фестиваля.
«У нас было несколько вариантов, но остановились именно на этом. Здание построено примерно в 1900 году, это типично воронежская архитектура того времени: кирпичный низ, деревянный верх, – говорит Антон Позднухов. – Мы ремонтируем только фасад. Понятно, что вернуть первоначальный облик невозможно. Но мы стараемся максимально восстановить тот вид, в котором он сохранился до наших дней. Например, дом дошел до нас в зеленом цвете, оштукатуренный снизу, с красивыми наличниками на окнах. Правда, часть из них была утрачена, и нам пришлось воссоздавать полную картину по оставшимся частям».
За два с половиной месяца проведения фестиваля в Воронеже к инициативе присоединились почти 50 волонтеров, которые так или иначе внесли свой вклад и оставили след в истории дома на Таранченко, 20.
«Люди приходят абсолютно разные, и зачастую без каких-либо навыков в этой сфере, учились уже в процессе, – рассказывает организатор фестиваля. – При этом у нас есть и специалисты, например, один из инициаторов – Сергей Пошвин профессионально занимается ремонтом фасадов. У меня есть определенный опыт в ремонте. Находились мастера и среди самих волонтеров. В то же время мы привлекаем сторонних экспертов для курирования работ. Кстати, они говорят, что у нас получается достаточно неплохо. В этом как раз и заключается парадокс волонтерства: люди сюда приходят не за деньгами, а для достижения более высоких целей. Поэтому они стараются делать все максимально качественно».
Как отметил Антон, дом в центре города стал первой, но не последней площадкой фестиваля в Воронеже. У организаторов много задумок, но пока нужно «переварить» полученный опыт и провести работу над ошибками: в процессе возникло много вопросов и сложностей, решив которые, можно будет двигаться дальше.