Креатив приветствуется
Говорить о том, что дистанционное обучение в России стало ноу-хау, не верно. Оно давно и достаточно широко применялось ранее в вузах. Возможность онлайн образования прописана в федеральном законе «Об образовании». Электронно-цифровые площадки разработаны и действуют. Однако переход на исключительно онлайн платформы заставил преподавателей в кратчайшие сроки перерабатывать свои учебно-методические планы. Используется весь возможный интерактив, включая соцсети, где зарегистрировано большинство молодежи. Чаты в WhatsApp, беседы ВКонтакте в учебном процессе за это время стали нормой. На платформе Zoom проходят вебинары, где студенты слушают, задают вопросы, выступают с докладами. Образовательные базы и программы делают максимально доступными для всех студентов.
ПОРТал приписки
Одним из первых вузов столицы Черноземья, начавших практиковать дистанционное обучение, стал Воронежский государственный университет. Онлайн-занятия будут проходить до конца месяца. «Использование дистанционных
образовательных технологий обеспечивает портал «Электронный университет ВГУ». За последние две недели обработано более 3100 заявок на создание новых электронных курсов. К порталу обращались 1230 преподавателей и 13890 студентов университета, – комментирует заместитель начальника Управления информатизации и компьютерных технологий Александр Толстобров. – Также проведена переконфигурация серверного оборудования портала. Надеемся, что это позволит обеспечить устойчивую работу портала для студентов и преподавателей».
По словам преподавателей вуза, одна из проблем – разный технологический уровень студентов. «У нашего портала большие возможности. Особенно автоматизация системы контроля: я вижу, когда на портал заходил каждый студент и что он делал; автоматизация системы оценивания – сводная ведомость формируется автоматически и результаты работы в течение семестра представлены наглядно. А вот что мне представляется действительно важной проблемой – это технико-технологический уровень студентов. Он очень разный. У кого-то есть возможность оплачивать хорошее подключение к сети – у кого-то нет. У кого-то есть стационарный компьютер или ноутбук, а у кого-то – только смартфон. Я и сама думаю, что буду делать с дистанционными курсами, если, например, отключат электричество или что-то произойдет с моим компьютером?» – комментирует
профессор кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики ВГУ Алла Шестерина. С 30 марта ВГУ присоединился к программе Coursera for Campus. Студентам, аспирантам и сотрудникам вуза теперь открыт свободный доступ почти к 4000 курсов, представленным на платформе. До 31 августа 2020 года можно записываться на онлайн-курсы ведущих университетов и компаний.
Сложно, но можно
Если с освоением общетеоретических вопросов у студентов в онлайне проблем особых нет, то вот практику, которая обязательна для некоторых специальностей, приходится откладывать. «Мои студенты не могут выполнять практические работы. Для химии это критично, – рассказывает доцент кафедры органической химии химического факультета ВГУ Юрий Ковыгин. – Но это не сложность, а ограничение метода. Я активно использую «ВКонтакте»: провожу там стримы лекций, семинары, принимаю письменные работы. Иногда использую Zoom и Skype для видеоконференций. Задания и ссылки на доступные видео также размещаю на платформе Moodle. Там же веду текущий контроль качества обучения. Лично мне работать дистанционно оказалось сложнее. Но не будь у меня безлимитного домашнего интернета – все было бы в разы хуже».
Также скорректированы занятия в Воронежском государственном медицинском университете, на которых будущие врачи отрабатывают умения и навыки, получают практический опыт. Ведь накладывать швы и пломбировать зубы – здесь, согласитесь, нужно потренироваться на деле. Поэтому практические занятия пришлось оставить на потом, упор делается на теорию.
На данный момент в вузе обновлены система и сервера Мoodle, все сведения перенесены в новую стабильную версию 3.8.2+, которая справляется с нагрузкой и распараллеливанием процессов, позволяет использовать приложения как для персональных компьютеров, так и для мобильных телефонов.
Также в ВГМУ задействован широкий спектр электронных образовательных ресурсов. После изучения каждой темы студенты проходят тестирование. Для многих из них изменился лишь режим дня, а самостоятельное изучение материала ни для кого не стало открытием.
Встречи онлайн
Уникальная электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) задействована и в Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ). Студенты и преподаватели, взаимодействуя, стремятся получить максимальный эффект от занятий, что, собственно, подтверждается итогами регулярного мониторинга, который проводит ВГТУ.
Частные вузы сегодня также на удаленке. Воронежский институт высоких технологий для этих целей использует собственную площадку.
«Чтобы получить эффективное обучение, мы работаем на платформе вуза, обеспечивающей свыше ста электронных занятий в день, – комментирует проректор по информационным технологиям Воронежского института высоких технологий Юрий Преображенский. – Ежедневная модернизация электронной информационно-образовательной среды ВИВТ, где многие процессы автоматизированы, позволяет сделать взаимодействие со студентами полноценным и, действительно, результативным».
Массовые мероприятия сегодня отменены, но интернет дает возможности проведения межвузовских конференций, «встреч» и прочих мероприятий, которые помогают студентам с пользой проводить время. Так, 17 апреля впервые ВИВТ провел заключительный очный этап, финал и награждение победителей межрегионального конкурса проектов «Цифровой мир-2020» в онлайн-режиме. Отметим, что интеллектуальные состязания, генеральным партнером которых выступил Центр Галерея Чижова, включены в перечень мероприятий Российской академии естественных наук.
Госэкзамены и защита дипломов в дистанционном формате тоже могут стать реальностью. Так, Воронежский государственный университет уже принял решение по этому поводу и оно в пользу онлайн-формата.