Народный артист СССР, пятикратный лауреат Сталинской премии Георгий Павлович Менглет был актером театра до мозга костей – имея десятки великолепно сыгранных театральных ролей, в кино он почти не снимался. Предпочитал прямой контакт со зрительным залом. Поэтому, если не считать менглетовские работы в экранизациях спектаклей Театра сатиры, киноролей, по которым его мог бы узнать современный зритель, до обидного мало: Черчилль из эпопеи «Победа», не чистый на руку начальник свалки Евгений Евгеньевич из многосерийного фильма «Следствие ведут знатоки», да, пожалуй, и все. Еще пять фильмов, в которых снялся Георгий Павлович, на ТВ уже много лет не повторяют. Но даже омерзительного типа из «Знатоков» в исполнении Менглета достаточно, чтобы понять, каким блестящим талантом обладал актер. Его начальник свалки настолько харизматичен, что таксисты после этой роли приветствовали Менглета не иначе как «Ба, да вы ж Евгений Евгеньевич!» и не брали с артиста денег.
Амплуа – «нападающий»
Наш выдающийся земляк родился в сентябре 1912 года в семье с иноземными дворянскими корнями: прапрадед Георгия Менглета, капитан французской армии, в начале XIX века перешел на русскую службу и принял православие. Отец артиста был обычным служащим, мать занималась домашним хозяйством.
Детство Жорика, как Менглета звали все родные и знакомые, прошло под знаком футбола. В школьной и дворовой командах он был нападающим, а потому частенько ходил с синяками, полученными в пылу «сражения». Страсть к футболу Менглет пронес через всю жизнь, но определяющим для него все же стало другое увлечение – театр, русская классика, с ее сложными, вечно ищущими себя, героями, интерес к которым привила та самая учительница литературы – Александра Ивановна Лепинь. Влюбленная в свой предмет идеалистка сумела заразить своим энтузиазмом всех старшеклассников. Актеры школьного театра вдохновенно учили роли, кто не мог играть, готовил декорации. Менглет в драмкружке, как и в спорте, был на виду – благодаря очевидному таланту он неизменно оказывался на первых ролях…
Александра Ивановна погибла в годы войны, но в памяти Менглета она осталась навсегда. Уже будучи маститым актером, он не раз с благодарностью говорил в интервью о своем первом режиссере из воронежской школы.
«Чем будешь удивлять?»
После школы Менглет отправился покорять Центральный театральный институт (позднее ГИТИС) и поступил с первого захода! Еще учась, начал играть в Государственном историко-революционном театре. Позже ему дал роли в своей театр-студии выдающийся актер и режиссер Алексей Дикий. Роли были главные – Любовник в «Ревнивом старике» Сервантеса и Сергей в «Леди Макбет Мценского уезда». Накануне репетиции Дикий задал Менглету вопрос, которым обожал вводить в ступор всех начинающих артистов: «Чем будешь удивлять зрителей?» Тогда актер не нашелся, что сказать, но после первых же спектаклей стало ясно: на театральном небосклоне появилась новая звезда. Точно и эмоционально передающий образ, ироничный, красивый Менглет был просто великолепен. Вокруг него мгновенно образовалась армия поклонниц. Его назвали «лучшим театральным героем-любовником» (он удерживал этот «титул» два десятка лет, пока окончательно не перешел на характерные роли).¬
Между тем в 1936 году Менглет покинул очарованную им столицу. Дело в том, что Дикого назначили худруком Ленинградского Большого драматического театра и он «перетащил» в Ленинград большинство актеров своей студии. Молодые артисты садились в поезд с радостными возгласами: «Ура! Мы едем завоевывать Ленинград!» И они действительно покорили вторую столицу страны. Но только на год и 3 месяца, спустя которые Дикого …арестовали.
«Театр Менглета»
Аресты в то время были делом обычным. Уже взорвали храм Христа Спасителя, прошла волна громких «разоблачений» после убийства Кирова, и, что ни день, всплывали новые данные о «шпионах» и «вредителях». Оказался «вредителем» и режиссер БДТ. Правда, ему «повезло» больше других – его не расстреляли, а приговорили к отбыванию наказания в лагерях, после 5 лет которого он смог вернуться в театральную жизнь. Но тогда осиротевшая «диковская компания» не находила себе места. БДТ казался чужим. Тогда Менглету пришла в голову идея – отправиться в какую-нибудь отдаленную республику и создать там первый русский драматический театр. Но это, по версии для чиновников, а на деле – воссоздать театр любимого учителя. И «диковцы» во главе с Менглетом отправились в Сталинабад (ныне Душанбе). Правда, как напишет потом в своих мемуарах артистка, драматург, публицист и одна из «диковской команды» Маргарита Волина, «вместо театра Дикого у него получился театр Менглета, со всеми присущими его характеру чертами: оптимизмом, умением находить хорошее в плохом, забавное в страшном, свет во мраке…»
Безграничный и неповторимый
В годы войны Менглет стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, дошел с ним до Румынии. А в победном 1945-м Георгий Павлович вновь очутился в Москве: пригласили в Театр Сатиры. Здесь он проработал больше 50 лет, и в каких только актерских ипостасях себя не проявил. Циничный красавец Глумов, для которого нет ничего святого, из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», бюрократ Победоносиков из «Бани» Маяковского, блестящий и беспринципный обольститель Дюруа из мопассановского «Милого друга», деликатный профессор Щеглов из «Пощечины» Сергея Михалкова, да разве все перечислишь! Менглету с одинаковым успехом удавались неоднозначные реалистичные и легкие, «водевильные» образы; характеры, в которых неуловимо сливались воедино трагическое с комическим и гротескно сатирические роли... Талант у него был поистине безграничный.
Не стало Георгия Менглета в 2001 году. Он продолжал играть до последнего дня.
Актерские байки про розыгрыши, которые придумывал Менглет, ходят до сих пор. Один из них он устроил актеру Олегу Солюсу. Тот играл полковника, который по роли должен был срывать с солдат красные банты. Чтобы это было проще осуществить, ленты решили не пришивать, а просто вставить в нагрудные карманы. Но во время генеральной репетиции Менглет одному из статистов положил в карман 20-метровую ленту! Начинается спектакль. Солюс срывает бант за бантом, доходит до того самого солдатика. Тянет за бант, тот не поддается. Тянет еще, а бант не кончается! В итоге Солюс ушел со сцены, сотрясаясь от хохота…