Экономная регистрация
«Самой важной с точки зрения права» новостью Елена Павловна назвала вступление в силу поправок в Гражданский кодекс, изменивших процедуру заключения сделок с недвижимостью. В частности, с 1 марта 2013 года не подлежат государственной регистрации договоры продажи помещения, предприятия, договоры дарения, ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением. Это позволяет гражданам сэкономить не только силы и время, но и средства. Если до 1 марта продавцу и покупателю недвижимости необходимо было зарегистрировать договор и заплатить пошлину в размере 1 тысячи рублей, поделив на количество участников сделки, то теперь «раскошелиться» придется только за регистрацию перехода права.
– Соответственно чуть проще становится подход к правовой экспертизе по этим сделкам, – утверждает Елена Перегудова. – Например, если ранее при государственной регистрации купли-продажи необходимо было нотариально заверенное согласие супруга (супруги), а это требовало похода к нотариусу и оплаты нотариального сбора, то сегодня такой документ предоставлять не нужно.
Стоит отметить, однако, что данные «послабления» не касаются ипотеки, а также договоров долевого участия в строительстве и аренды (субаренды) недвижимого имущества.
Принцип «одного окна»
Сначала текущего года Многофункциональные центры, являющиеся областными автономными учреждениями, получают право на самостоятельное предоставление услуг, которые ранее можно было получить либо в самом Росреестре, либо с помощью представителей Росреестра на местах.
Сегодня в Воронежской области работает 20 окон МФЦ, которые оказывают услуги Росреестра. По сравнению с другими регионами это достаточно высокий показатель |
Этому предшествовала объемная работа по обучению специалистов МФЦ и открытие дополнительных окон.
Сегодня филиалы МФЦ работают в 9 районах области и в самом Воронеже. К 2015 году они должны появиться практически во всех муниципальных образованиях. На данный момент в ряде районов порядка 40 % приема осуществляется именно сотрудниками МФЦ. К 2018 году этот показатель должен приблизиться к 90 %. Соответствующая задача фигурирует в «дорожной карте», утвержденной правительством РФ.
Электронные сервисы
Самой востребованной услугой, по словам руководителя Управления, на сегодня является выдача сведений из Единого государственного реестра прав. Достаточно большой объем этой работы осуществляется посредством электронных систем, в том числе через интернет портал Росреестра, но остаются и «бумажные» запросы.
Сервис «Запрос к Информационному ресурсу», к примеру, предназначен для расширения возможностей пользователей, владеющих так называемым ключом доступа.
Возможность получения информации посредством ключа доступа, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, может быть интересна, крупным банкам, нотариусам, юридическим и физическим лицам |
Последний представляет собой некий набор символов, код, позволяющий просматривать общедоступные сведения об объектах недвижимости в едином информационном ресурсе.
– Заявитель один раз оформляет запрос, получает ключ доступа и пользуется им в течение того времени, которое он оплатил, или в рамках того объема информации, который он оплатил, – объясняет Елена Перегудова. – На мой взгляд, этот сервис может заинтересовать органы государственной власти и местного самоуправлении, которые также оказывают услуги своим заявителям. Не сходя со своего рабочего места, сотрудники этих органов могут получить информацию, необходимую для передачи квартир в порядке приватизации, предоставления земельного участка, постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, получения какой-то субсидии и так далее.
Если на традиционный «бумажный» запрос Росреестр отвечает в течение 5 дней, то электронный сервис дает возможность получать информацию «здесь и сейчас». Кроме того, он более экономичный.