Выжить во что бы то ни стало?
В основе постановки картина французского художника Теодора Жерико, которая экспонируется в Лувре. Поводом для ее создания стала катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и командой фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель. 147 человек перешли на огромный плот в надежде спастись. 13 дней в открытом море, без провианта и навигации... Часть людей погибла во время шторма, кто-то, не выдержав испытаний, покончил жизнь самоубийством, кого-то убили (и съели) «товарищи по несчастью».
Эта трагическая история так впечатлила Теодора Жерико, что он, изучив доступные документы и познакомившись с очевидцами событий, создал огромное полотно, ставшее впоследствии символом романтизма в живописи.
Сильные, хитрые, слабые…
«Мимо такой картины не пройти, – уверен хореограф Павел Глухов. – Она очень выразительная и запоминающаяся. Интересно выстроена композиция, характеры персонажей, их взаимодействие. Для меня «Плот Медузы» – модель общества в миниатюре. И я хотел, проанализировав ее, поработать с различными архетипами личности».
Каждый танцовщик, как и в реальном социуме, занимает в спектакле определенное положение: кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то хитрый...
«Сначала мы пытались выстроить образы, не связанные с ребятами, но потом поняли, что это сложно. Они не драматические актеры. Навыка создания роли просто нет. Нам легче находить телесное воплощение, – поясняет Павел. – В процессе репетиций получилось, что образы стали строиться с учетом характера танцовщиков. Чтобы работа была не на сопротивление, чтобы появилась возможность черпать какие-то ресурсы. Потому что, когда ребята начинали изображать кого-то другого, получалось не очень естественно».
Конечно, нельзя сказать, что хореографическая труппа играет саму себя. Но какие-то общие черты все же прослеживаются.
8 минут гипноза
Работа над спектаклем длилась три месяца. Репетиции начались в середине июня и проходили на протяжении всего лета.
«Это самый долгий постановочный период, обычно я работаю быстрее, – не скрывает Павел. – Не знаю, хорошо это или плохо. Ты каждый раз что-то переделываешь, и получается много вариантов. Артисты тихо меня ненавидят, потому что я 150 раз меняю все подряд».
Надо признать, что подобный перфекционизм себя оправдал. Часовой спектакль смотрится на одном дыхании. Филигранный рисунок танца. Костюмы, свет и декорации, работающие в тандеме. Энергия ребят и эмоции публики, которые как волны в бушующем море сталкиваются и перетекают со сцены в зал и обратно…. Получилось красиво, проникновенно и завораживающе.
Одна из сцен производит поистине магический эффект. Наблюдая за плавными, синхронными движениями артистов, ты сам погружаешься в некий транс и как под гипнозом становишься частью спектакля.
«Много технических сложностей, какие-то шероховатости еще присутствуют, – комментирует Павел результаты трехмесячной работы. – Ребята были все время в процессе и не понимали хорошо это или плохо, понравится или нет. Поэтому сейчас так важно выйти к зрителю, почувствовать его и немного отпустить ситуацию. Надеюсь, эта постановка найдет отклик и все, что мы делали не зря».
От «Зеркала» до «Плота»
По словам хореографа, поставить «Плот Медузы» его вдохновила сама жизнь – люди, книги, разнообразные процессы, которые происходят в обществе.
«Каждый раз я стараюсь брать тему, с которой не совсем знаком, чтобы испытать себя, – говорит Павел. – Чтобы не идти по старым рельсам, а развиваться и расти. Это второй спектакль, который я ставлю в Камерном театре. И я хотел, чтобы зрители, видевшие и «Зеркало», и «Плот», понимали, что это разные вещи. Они должны отличаться, и это накладывало дополнительную ответственность. Я не считаю себя совсем зрелым хореографом, а тут такие крутые события – открытие сезона, Платоновский фестиваль… Хочется, чтобы наша работа понравилась».
Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки наиболее значимых событий в сфере культуры.