Совет министров иностранных дел ЕС собирается «растянуть» срок действия санкций до января 2016 года. Известно, что формальное решение будет принято 22 июня на заседании совета в Люксембурге. Ранее данный шаг одобрили постпреды стран-членов Евросоюза. Как отмечает эксперт «ГЧ», для нашей страны это сюрпризом не стало.
«Сейчас для характеристики взаимоотношений ЕС и России часто употребляется термин «санкционная эпоха»; таковы реалии и кардинальных перемен в политике Евросоюза никто не ждал, – говорит Алла Акульшина, – конечно, ограничительные меры влекут за собой негативные последствия, и не только для экономики. Санкционное давление отрицательно сказывается на международных культурных и образовательных проектах. К примеру, мы сотрудничаем с крымскими коллегами и в курсе, с какими изменениями им пришлось столкнуться. Крымские университеты вышли из состава европейских консорциумов, студенты не имеют права участвовать в обменных программах. Точнее учебные заведения были поставлены перед выбором: либо вы участвуете от Украины, что нереально, либо выходите из всех соответствующих соглашений, включая действующие контракты. Сейчас мы рассматриваем варианты взаимодействия с нашими европейскими коллегами, чтобы оказать содействие образовательным учреждениям на полуострове по линии ВГУ».
Между тем, как известно, политика давления еще никогда не способствовала решению проблем. «Естественно, в такой ситуации Россия будет принимать синхронные, адекватные меры, – подчеркивает эксперт, – в частности, стоит ожидать, что будут продлены наши продовольственные санкции».
Как долго может продолжаться «санкционная эпоха»? «Я думаю, что в ближайшей перспективе сложно ожидать каких-то глобальных изменений в динамике отношений ЕС и России», – говорит Алла Акульшина. В то же время эксперт напоминает: «Европейские партнеры несут большие потери. Только за последний квартал 2015 года товарооборот между Российской Федерацией и Евросоюзом сократился более чем на 30 %». Объективно санкции не в интересах самого ЕС, поэтому затягивать эту ситуацию на годы – значит бить по собственному «карману». По мнению, Аллы Акульшиной, прагматичный подход должен принести свои результаты, поскольку «экономические интересы в итоге преобладают». По ее словам, это видно уже по тому, как проходят голосования по резолюциям в Европарламенте. Несмотря на то, что решения принимаются против России, за них «голосует не подавляющее, а едва набираемое большинство, то есть уже есть тенденция к перелому».
Как долго ЕС сможет продолжать политику «санкционной изоляции» России?

Ожидаемое продление ограничительных мер Евросоюза в отношении России «ГЧ» прокомментировала директор Центра международных проектов и программ ВГУ, эксперт ЕС по реформированию высшего образования, кандидат исторических наук Алла Акульшина.
