Возмущение педагогов, занимающихся с детьми математикой по Петерсон, выглядит логичным: за их спиной 25-летний опыт преподавания предмета по методикам Людмилы Георгиевны, доказавшим свою эффективность. Например, согласно статистике, ребята, изучавшие математику по ее пособию, составляют 75 % от общего числа кандидатов в национальную сборную России по математике и более 60 % от участников региональных математических олимпиад.
Несмотря на это, решение научно-методического совета по учебникам, созданного Министерством образования и науки, о невключении «Математики» Петерсон для 1–4 классов во вновь формируемый федеральный перечень было объявлено на заседании в конце февраля.
Критерии отбора
К слову, ранее, по регламенту, министерством проводилось лишь две экспертизы – Академии наук и Академии образования, после которых соответствующий учебник включался в ведомственный список. Теперь данный формат заменен на более сложный: добавилось согласование общественной экспертизы и научно-методического совета при министерстве, за которым, в свою очередь, закрепилось право выносить решающий вердикт. Между темы, новые стадии проверки качества пособий уже «отфильтровали» более 1,5 тысяч учебников.
Многие не включили в перечень исключительно по формальным причинам, когда, например, представители издательства предоставляли нотариально заверенные копии документов вместо оригиналов. Или издательство прошло общественную экспертизу и другие проверки одновременно, а нужно было – последовательно. При этом никаких отрицательных экспертиз в части содержания у них нет. Однако с пособием Петерсон ситуация несколько сложнее.
Годен или не годен? – вот в чем вопрос
Некто Любовь Ульяхина, привлеченный эксперт РАО и автор учебников по русскому языку, в своем заключении раскритиковала «Математику» Петерсон, заявив, что «содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма. А также мультипликационное изображение Московского Кремля без подписи, не имеющее отношения к содержанию заданий». Для эксперта вызвали трудности формулировка заданий и определений. Жаловалась она и на то, что, исходя из определения многоугольника как «замкнутой линии без самопересечений», нельзя вычислить его объем.
В форме экспертного заключения сказано, что «Математика» не отвечает требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). Хочется заметить, что под эти требования были скорректированы все учебники, ранее находящиеся в федеральном перечне. Сам перечень сегодня претерпел значительные изменения, а требования ФГОС – все те же.
Постскриптум
На данный момент, несмотря на то, что под петицией о возврате Петерсон в школы поставили свои подписи уже более 16300 человек, вопрос по-прежнему остается нерешенным. Минобрнауки сообщило, что процедура проведения экспертизы не может проводиться заново: это незаконно*. Если вы не согласны с таким решением и также хотите подписать петицию, вам нужно зайти на ресурс change.org, найти петицию в поиске по сайту и, заполнив несколько граф, отправить свою подпись в помощь тем, кто пытается добиться пересмотра нашумевшего методического решения.
«ГЧ» будет следить за развитием событий.
* Источник: официальный триттер-аккаунт пресс-службы Минобрнауки России