Когда математика не способствует формированию патриотизма
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Когда математика не способствует формированию патриотизма

9 апреля 2014 / просмотров – 3495
Образование

В марте в Интернете разгорелись горячие образовательные дискуссии. Поводом послужило отсутствие в списке рекомендуемых Минобрнауки учебников математического пособия Людмилы Петерсон. С одной стороны «баррикад» – педагоги и родители, чьи дети учатся по нему, с другой – непреклонные представители министерства. Первые создали петицию с просьбой о возврате пособия на уроки, которая, кстати говоря, на данный момент собрала уже более 16 тысяч подписей. Вторые, несмотря на общественную кампанию в защиту издания, считают, что процедура проведения экспертизы не может проводиться повторно.

Возмущение педагогов, занимающихся с детьми математикой по Петерсон, выглядит логичным: за их спиной 25-летний опыт преподавания предмета по методикам Людмилы Георгиевны, доказавшим свою эффективность. Например, согласно статистике, ребята, изучавшие математику по ее пособию, составляют 75 % от общего числа кандидатов в национальную сборную России по математике и более 60 % от участников региональных математических олимпиад.
Несмотря на это, решение научно-методического совета по учебникам, созданного Министерством образования и науки, о невключении «Математики» Петерсон для 1–4 классов во вновь формируемый федеральный перечень было объявлено на заседании в конце февраля.

Критерии отбора
К слову, ранее, по регламенту, министерством проводилось лишь две экспертизы – Академии наук и Академии образования, после которых соответствующий учебник включался в ведомственный список. Теперь данный формат заменен на более сложный: добавилось согласование общественной экспертизы и научно-методического совета при министерстве, за которым, в свою очередь, закрепилось право выносить решающий вердикт. Между темы, новые стадии проверки качества пособий уже «отфильтровали» более 1,5 тысяч учебников.
Многие не включили в перечень исключительно по формальным причинам, когда, например, представители издательства предоставляли нотариально заверенные копии документов вместо оригиналов. Или издательство прошло общественную экспертизу и другие проверки одновременно, а нужно было – последовательно. При этом никаких отрицательных экспертиз в части содержания у них нет. Однако с пособием Петерсон ситуация несколько сложнее.

Создатели петиции считают ситуацию, сложившуюся вокруг учебника, беспрецедентной, а отрицательные экспертные заключения комиссии – немотивированными

Годен или не годен? – вот в чем вопрос
Некто Любовь Ульяхина, привлеченный эксперт РАО и автор учебников по русскому языку, в своем заключении раскритиковала «Математику» Петерсон, заявив, что «содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма. А также мультипликационное изображение Московского Кремля без подписи, не имеющее отношения к содержанию заданий». Для эксперта вызвали трудности формулировка заданий и определений. Жаловалась она и на то, что, исходя из определения многоугольника как «замкнутой линии без самопересечений», нельзя вычислить его объем.
В форме экспертного заключения сказано, что «Математика» не отвечает требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). Хочется заметить, что под эти требования были скорректированы все учебники, ранее находящиеся в федеральном перечне. Сам перечень сегодня претерпел значительные изменения, а требования ФГОС – все те же.

Постскриптум
На данный момент, несмотря на то, что под петицией о возврате Петерсон в школы поставили свои подписи уже более 16300 человек, вопрос по-прежнему остается нерешенным. Минобрнауки сообщило, что процедура проведения экспертизы не может проводиться заново: это незаконно*. Если вы не согласны с таким решением и также хотите подписать петицию, вам нужно зайти на ресурс change.org, найти петицию в поиске по сайту и, заполнив несколько граф, отправить свою подпись в помощь тем, кто пытается добиться пересмотра нашумевшего методического решения.
«ГЧ» будет следить за развитием событий.

* Источник: официальный триттер-аккаунт пресс-службы Минобрнауки России

Экспертное мнение

«Я категорически не согласна с решением совета о невключении в федеральный список учебника математики автора Л.Г. Петерсон. И все мои коллеги тоже, – рассказывает учитель начальных классов воронежского лицея № 4 Елена Битюцких. – Уже 16 лет я преподаю математику по Петерсон в начальных классах и могу уверенно сказать, что данная программа самая оптимальная из всех, что нам еще предлагают. Она актуальна, развивает мышление и математическую речь, помогает ребенку научиться мыслить самостоятельно. Конечно, недостатки есть у любого учебника. Но, на мой взгляд, у Петерсон они минимальны».

Система Orphus
Комментарии
  • 14.04. 18:42 Olga (Гость) Просто беспредел. Замучили школы. Теперь уже до лучших учебников добрались. Дайте спокойно работать. Учебники Петерсон - отличные! Куда мы катимся?
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели