«Мы до сих пор находимся в поиске, спорах, диалоге. Мой персонаж периодически меняется, – говорит Александр Рубан, играющий дона Хуана. – Мы все еще «щупаем» пьесу, потому что сам по себе материал дается не так легко, как хотелось бы, хотя труппа воодушевлена и горит работой. Процесс идет. Думаю, даже после премьеры мы не сможем точно сказать, какие они – дон Хуан, Леонор, дон Диего, дон Луис... У них совсем другой темперамент. И если мы будем идти от себя, то все события, которые есть в пьесе, будут неправдоподобными. Это совершенно другие люди – с огнем в крови, более принципиальные, с чрезвычайно обостренным чувством собственного достоинства».
Как мы уже писали, «Ракушку» ставит художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. За основу взята пьеса «Молчание – золото» испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона де ла Барка.
«Мы получили грант министерства культуры. Благодаря федеральному финансированию появилась возможность пригласить сценографа Екатерину Галактионову, с которой я делал «Арест», художника по костюмам Наталью Горинову и композитора Петра Киселева, – объясняет режиссер. – Петр работает очень продуктивно и разнопланово, набрасывая темы, придумывая ритмы, которые с одной стороны соответствуют испанскому колориту, а с другой – не кажутся чужеродными сегодняшней молодежи. С Петром Киселевым мы также работали над «Арестом» – моим первым спектаклем в Воронеже».
Помимо очень необычного, динамичного сюжета, авторской музыки, декораций с элементами мавританской культуры и стилизованных костюмов, зрителей ждут бои на рапирах и танцы. Но самое главное в этом спектакле, подчеркивают актеры, все-таки отношения героев.
«Несколько столетий назад молодых людей примерно нашего возраста беспокоили те же проблемы, что и нас, – комментирует Игорь Болдышев, исполняющий роль дона Диего. – Какой выбор я сделаю? Как мне жить с этим дальше? И надо ли вообще жить? Все это есть и в моей жизни, только менее обостренное».
Перипетии судьбы, поиск выхода из патовой ситуации, новые ловушки… Как персонажи выкрутятся из этой запутанной истории и смогут ли сохранить чувство собственного достоинства?
«Кальдерон – последний представитель «золотого века» испанской литературы, не только драматургии, – считает худрук Владимир Петров. – Его работы более проблемны, психологичны и философски нагружены, чем чисто развлекательные произведения Сервантеса, Лопе де Вега или Тирсо де Молины. Пьеса «Молчание – золото» малоизвестна, ее перевели на русский язык примерно 15 лет назад и, насколько я знаю, еще ни разу не ставили в драматическом театре. Это комедия в стихах, но она поднимает серьезные проблемы взаимоотношения мужчины и женщины: их вечный поединок, борьбу за собственное мнение… Для Испании того времени это было ново. В глубоко католической стране женщина имела абсолютно подчиненное положение».