«Минимализм с человеческим лицом»
Леонид Десятников – один из самых исполняемых композиторов в России. У него есть инструментальная музыка, оперы и балеты, вокальные циклы, произведения для хора. Среди наиболее известных работ – балеты «Любовная песня в миноре» и «Утраченные иллюзии», симфония «Эскизы к Закату», а также вокальный цикл на стихи Даниила Хармса.
В 90-х композитор стал писать для кино. Среди картин, в которых звучат его сочинения, можно выделить «Подмосковные вечера», «Кавказский пленник», «Олигарх», «Мишень» и «Космос как предчувствие».
На протяжении долгих лет Десятников сотрудничал с Александрийским театром, а в сезоне 2009-2010 трудился музыкальным руководителем Большого. Леонид Аркадьевич – лауреат национальной премии «Золотая Маска». Известен за рубежом. Балеты на его музыку с успехом шли в Нью-Йорке и Милане.
По словам композитора, стиль его музыки – «минимализм с человеческим лицом».
Как понять, что у человека первоклассный музыкальный вкус?
Леонид Десятников впервые побывал в Воронеже в 2018 году.
«Я был гостем Платоновского фестиваля, сидел в зале Камерного театра в качестве зрителя, и с некоторым изумлением следил не то чтобы за перипетиями пьесы «Антигона», но за виртуозным мастерством Камиля Тукаева и его коллег. Это было довольно сильное впечатление, – вспоминает композитор. – Кроме того я прилежно изучал буклет Платоновского фестиваля не только того, на котором присутствовал, но и предыдущих. И тоже с некоторым удивлением обнаружил, что музыкальная часть, которая даже не является профильной, составлена таким образом, что она предлагает жителям Воронежа самое лучшее и самое первоклассное из того, что может на данный момент предложить, с позволения сказать, рынок. Я спрашивал инсайдеров, есть ли у фестиваля какой-то первоклассный эксперт, который формирует музыкальную программу. Они мне говорили: «Нет-нет. Это все Бычков. Он сам все придумал». Надо сказать, это удивительно. У Бычкова первоклассный музыкальный вкус (так говорят о людях, чей вкус совпадает с вашим)».
«Коммерческий аспект – не первоочередная задача»
«Михаил Бычков – жуткий монстр, который контролирует буквально все – каждую мелочь, каждую деталь. В этом есть какая-то зловещая сторона, потому что это делает один человек. Но, как ни странно, в этом успех Платоновского фестиваля, – уверен Леонид Аркадьевич. – Что касается других, прочих и всяких форумов, то я, в принципе, не фестивальный человек по своему характеру, темпераменту и той работе, которой занимаюсь профессионально. Она требует уединения и отстраненности. Тем не менее, время от времени я оказываюсь на каких-то форумах в качестве композитора. Никогда не выхожу на сцену, ну, может быть, считанные разы. Поэтому мне трудно судить о фестивальной политике в целом. Иногда они устраиваются только для того, чтобы, выражаясь официозным языком моей юности, отвлечь народ от классовой борьбы. Но есть фестивали (их немного), в том числе в Российской Федерации, которые ставят своей задачей какие-то благородные, просветительские цели. И на которых организаторы руководствуются своими собственными вкусами (я говорю о музыкальных фестивалях), а не тем, что надо угождать толпе и продавать как можно больше билетов. Я на стороне тех, кто не считает коммерческий аспект первоочередной задачей».
Катальпы, жуки и сентиментальность
Наш город напоминает Леониду Аркадьевичу о детстве в родном Харькове.
«Неподалеку от моего отеля есть прекрасное, огромное, высокое, цветущее в эту пору дерево, которое не растет в тех широтах, где я живу, а я живу в Петербурге. И вряд ли вы встретите его название в русской литературе. Но в американской литературе, например, у Набокова, оно имеет место, – рассказывает Десятников. – Дело в том, что это дерево завезено сюда из Северной Америки. Оно пока не получило статус иностранного агента, поэтому вы можете наслаждаться. Это катальпа. Погуглите, пожалуйста, это слово. И вот в 2018-м под катальпой я обнаружил жука-оленя, самца. Это насекомое, которое я не видел, наверное, с детства. Это напомнило мне, что мой родной Харьков, город в котором я провел детские и отроческие годы, находится совсем недалеко отсюда».
В ряду сверхлюдей
В разные годы лауреатами Платоновской премии становились: писатели Борис Екимов, Андрей Битов и Алексей Иванов, режиссеры Александр Сокуров, Лев Додин, Анатолий Васильев и Михаил Бычков, музыкант Михаил Плетнев, художник-мультипликатор Александр Петров, актриса Алла Демидова, театральный художник и писатель Эдуард Кочергин.
«Я безмерно благодарен тем людям, которые сочли возможным вручить мне Платоновскую премию. Для меня это огромная честь, – резюмирует Десятников. – Таким образом, я как бы встроился в ряд сверхлюдей, на которых всегда смотрел снизу вверх».