«Идея этого проекта родилась в 2016 году. Этим летом мы его доработали и привезли в Воронеж, – рассказывает технический директор и администратор «Калейдоскопа фантазий» Федор Мальцев. – Спектакль во многом автобиографичен. Дарья Костюк в прошлом артистка цирка, и она мечтала об этой профессии с детства. Наше представление – это большое красивое ожерелье. Есть основная идея – связующая нить, на которую, как драгоценные камни, нанизываются номера. Все мы, независимо от возраста, в душе – дети. Поэтому не стоит забывать, что, если отложить телефон и проявить немного фантазии, можно легко попасть в сказку».
Если на манеже рояль, он обязательно взлетит
В этом уверен заслуженный артист России Владимир Вавилов, руководитель оригинального аттракциона «Фрики». Его ребята – ассы ручного вольтижа – одного из самых технически сложных и физически затратных жанров акробатики. Часть трюков артисты выполняют на качающейся платформе в виде рояля.
«Я пришел в цирк из спорта. Хотелось не просто делать двойное-тройное сальто, а подходить к этому творчески. Со стороны кажется, что все легко. Но это обманчивое ощущение. Поверьте, выполнить прыжок с 15-метровой высоты, совсем непросто, – подчеркивает Владимир Вавилов. – В спорте я отвечал толькоза себя – подошел к снаряду, отработал и все. В групповом номере мы отвечаем друг за друга. Мало собрать и подготовить людей, надо еще создать в коллективе определенную атмосферу. Без доверия – ничего не получится. Кстати, в Воронеже очень сильная школа акробатики. Среди наших артистов есть ваш земляк Илья Черноусов».
На гастролях в Японии к ребятам подошли зрители и сказали: «Спасибо большое, наконец-то мы увидели «Дю Солей»!» Но каково же было их удивление, когда они узнали, что на манеже работали представители Большого Московского цирка!
Хищники и бодипозитив
Из-за кулис появляются шесть грациозных белых бенгальских тигров и… зал замирает. Это потомственные артисты, родившиеся в цирке – дети признанных звезд. У каждого свой характер, к каждому нужен индивидуальный подход. Заставить что-то сделать этих хищников невозможно, поэтому Алиса Нестерова и Алексей Поручаев практикуют новый метод – лояльную дрессуру.
«Белые тигры более инертны, они себе на уме. На чем-то одном долго не концентрируются, – делится Алиса. – Мы стараемся доносить информацию в сжатом формате. Если им надоест, они развернутся и уйдут. И никакие просьбы уже не подействуют. Мы не подчиняем животное, а исходим из его возможностей. Позволяем тиграм быть такими, какие они есть. К примеру, Лизэль по прозвищу Пельмешка очень ленива и любит поспать на выступлении. Она выходит на манеж, секунд 30 оглядывается и засыпает до своей партии. Как недавно пошутили, поддерживает движение бодипозитива. Лизэль очень плотненькая, но ее это ничуть не смущает».
Хищники прыгают в кольцо, с тумбы на тумбу, делают пируэты, а еще… целуются с дрессировщиками. Алису и Алексея они знают с детства, поэтому воспринимают их как часть своего прайда.
Две тонны счастья
Гвоздь программы – очаровательный носорог Мафуньян. Добрый, ласковый и очень тяжелый. Его вес более двух тонн.
«Мафуша любит подставлять уши, лапки и пузико, чтобы его почесали. Если я в вольере, ложится на бок и ждет. Мне повезло с партнером, он очень коммуникабельный. Это единственный в мире носорог, который по команде может сесть или лечь. Также Мафуньян любит прижиматься, но с его весом мы это не практикуем, – о своем подопечном заслуженная артистка России Елена Федотова может говорить бесконечно. – Попал он к нам из заповедника в 2,5 года, его выкармливали и воспитывали люди. Сейчас Мафуше 12. Я провожу с ним огромное количество времени. Чтобы наладить контакт, нащупать тонкую связь с животным, надо быть вместе 24 на 7. Все, что видят зрители, наш носорог придумал сам. А мы лишь подхватили и закрепили эти действия».