Все спектакли актуализируют произведения, положенные в основу сценических версий. Так, режиссер Тимофей Кулябин переносит действие пьесы Чехова в наши дни. Лев Додин придает тексту Шиллера современное звучание. Юрий Бутусов превращает булгаковский «Бег» в восемь снов о гражданской войне. А у Римаса Туминаса, сразу четыре постановки которого увидят воронежцы, хорошо известные, много раз перечитанные истории приобретают новый смысл.
«Эти спектакли показывают, что классика может быть очень близка людям XXI века, – поясняют организаторы фестиваля, который проходит при информационной поддержке «ГЧ». – Необычными режиссерскими решениями можно восхищаться, с ними можно спорить и не соглашаться, но они не оставят зрителей равнодушными».
«Иванов» (24 апреля, 19:00)
Режиссер нашумевшего «Тангейзера» Тимофей Кулябин поставил чеховского «Иванова» в Театре Наций – на сцене, где эта пьеса была сыграна впервые. В спектакле занят звездный состав: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Лиза Боярская… Авторский текст сохранен, но события происходят в наши дни. По радио поет Басков, герои шутят строчками шансона, говорят об обыденном, а в этот самый миг рушится их жизнь...
«Коварство и любовь» (13 мая, 19:00)
«Лев Додин давно не высказывался так красиво, жестко и лаконично одновременно, – считает критик Жанна Зарецкая. – Ни единой бытовой интонации, ни одной лишней детали реквизита на сцену не проникло. История смертельного противостояния страстной, горячей юности и сокрушительной государственной машины разыгрывается в закатном полумраке практически пустого пространства».
«Царь Эдип» (16 мая, 19:00)
Спектакль был поставлен к 95-летию театра имени Вахтангова совместно с Национальным театром Греции и впервые сыгран в античном амфитеатре на 10 тысяч человек. Участников хора фиванских старейшин играют греческие актеры. При минимуме декораций создается ощущение масштабности. Зритель становится свидетелем и античной трагедии, и вполне современной истории о хрупкости власти и коварстве судьбы.
«Евгений Онегин» (22 мая, 19:00)
Эта постановка разрушает стереотипы. Волею режиссера Римаса Туминаса, персонажи Онегина и Ленского раздвоились, и их постаревшие ипостаси сосуществуют на сцене с теми юношами, которыми они были когда-то, наблюдая за ними сквозь светотени воспоминаний. Женские образы цельны на протяжении всей жизни, поэтому в спектакле одна Татьяна и одна Ольга.
«Горе от ума» (24 мая, 19:00)
Постановка на сцене «Современника» заставила говорить о себе всю Москву. Она полна причудливых шарад, символов, безумной смены ритмов и смыслов. Персонажи, да и сама трактовка Туминаса, показывают знаменитое произведение совершенно с иной стороны.
«Бег» (25 мая, 19:00)
Эта работа Юрия Бутусова полностью оправдывает свое название: стремительные разгоны, передышки, лихорадочные метания, моменты душевных и интеллектуальных порывов, прерывающиеся состояниями полного забытья... Здесь сошлось все, и главное цементирующее вещество – талант: одаренные актеры, точная сценография, выверенная работа звукорежиссера, минималистически выразительный свет.
«Дядя Ваня» (30 мая, 19:00)
В спектакле театра имени Вахтангова вы не узнаете знакомых персонажей, а известные слова зазвучат неожиданно. Нет, Римас Туминас не совершил акта вандализма, не переписал текст и не сократил его. Он прочел его с листа, как бы не догадываясь, что до него были интерпретаторы. Режиссер очистил сцену от быта, оставив страсть, надежды и разбитые иллюзии…