До революции, пожалуй, не было более известного воронежского предпринимателя, чем Вильгельм Германович Столль. Склады с его фирменной сельхозтехникой располагались от Варшавы до Владивостока. Эта продукция завоевывала самые престижные награды на международных выставках. А земляки знали Столля не только как успешного фабриканта, но и активного деятеля на ниве благотворительности. Однако в советское время имя нашего выдающегося земляка было незаслуженно забыто. Вернули его в летопись Воронежа краеведы. Теперь потомок Столля – пастор прихода Святой Марии Магдалины ЕЛЦ АИ* Владислав Безрядин с большой признательностью говорит о людях, которые помогли открыть заново личность промышленника-филантропа: «Это Павел Попов, Александр Акиньшин, Владимир Елецких. Благодаря их усилиям, нашим современникам стали известны подробности жизни династии, много сделавшей для развития города, а в честь ее яркого представителя Вильгельма Столля названа улица». Более того, по словам Владислава Анатольевича, с легкой руки Павла Попова, который в 1990 году занялся восстановлением биографии Столля, он сам увлекся краеведением и сегодня изучение истории Воронежа – важная часть его жизни. В нынешнем году со дня рождения Вильгельма Германовича исполнилось 170 лет. Мы попросили Владислава Безрядина рассказать об этом замечательном человеке.
Семейные корни
Вильгельм Столь появился на свет в местечке Радзивиллов на границе с Австро-Венгерской империей. Его дедом был проповедник, выходец из Тюрингии, где когда-то жил знаменитый Мартин Лютер. Отец Столля связал свою жизнь с медициной. В Воронеж он прибыл в качестве главного городского врача. Тогда маленькому Вильгельму исполнилось всего два года.
Основатель воронежской ветви Столлей Герман Фридрихович немало сделал для развития здравоохранения в городе и обрел славу на редкость отзывчивого человека, всегда готового мчаться на помощь страждущим. Благодаря высокому авторитету в обществе его избрали гласным городской думы. Он же до самой своей кончины возглавлял местную общину лютеран. Герман Фридрихович даже в мир иной отошел, находясь в лютеранской кирхе, музицируя на органе, который опять-таки появился в городе, благодаря ему. Это произошло в 1887 году. К тому времени его сын Вильгельм уже был рачительным хозяином мощного производства.
Предприниматель-новатор
Вильгельм Германович получил прекрасное техническое образование, стажировался в Европе. В возрасте 27 лет он открыл мастерскую, которая постепенно переросла в крупнейшую фабрику по выпуску сельхозорудий. Что тут только не производили – и плуги, и бороны, и соломорезки, и гидравлические прессы, и даже оборудование для электростанций и кинематографа! Фабрика постоянно модернизировалась. Именно здесь в 1879 году впервые в Воронеже применили паровой двигатель.
В конце XIX века на базе «Товарищества механического завода Столль и Компания» было организовано первое в городе акционерное общество. В его состав входили немецкие, шведские, английские и американские компании. В начале прошлого столетия обществу принадлежал большой завод в Челябинске и склады в 80 населенных пунктах. По производительности труда и авторитету в промышленном мире более мощной воронежской фирмы тогда не существовало.
Революционные потрясения
После революции детище Вильгельма Германовича национализировали. На базе бывшего столлевского предприятия в Воронеже был создан машиностроительный завод имени В.И. Ленина, функционировавший до 2001 года. Сегодня там, где когда-то кипела заводская жизнь, размещаются различные организации и коммерческие структуры. Однако образцы продукции, изготовленные в чугунолитейном цехе завода знаменитого промышленника, можно увидеть до сих пор. Это основание фонарных столбов, окружающих памятник Ивану Никитину, и надгробие на могиле матери Алексея Кольцова.
Сам Столль ушел из жизни по одним данным в 1924-м, а по другим – в возрасте 77 лет в 1919 году. В последние годы он мучительно беспокоился за судьбу предприятия, созданного им с нуля, и так и не смог пережить революционные потрясения.
Загадка старинных часов
В семье Владислава Безрядина хранится несколько предметов, когда-то принадлежавших Столлю – зеркало, изящный столик, пианино, фисгармония – музыкальный инструмент, популярный среди немецких поселенцев в Российской империи. Эти вещи чудом не затерялись, когда страну охватила революционная буря. Тогда имущество фабриканта поначалу было конфисковано, но потом с учетом столлевских заслуг его все-таки решили вернуть семье.
Особая реликвия – необычные часы, по которым на ощупь может определять время незрячий человек. Они напоминают об еще одной важной стороне деятельности Вильгельма Германовича – благотворительной.
Столль выделял массу средств на содержание «Училища слепых», которое занимало здание, где ныне находится краеведческий музей; построил на свои деньги глазную лечебницу. Кстати, женой промышленника стала одна из преподавательниц училища Анна Айдарова. Правда, брак их продлился чуть больше года: супруга безвременно ушла жизни. Еще до того, как это произошло, в конце XIX века Вильгельм Германович оставил фабричные дела на партнера и перебрался с Анной в дачное имение на станции Графская. Здесь супруги целиком погрузились в благотворительность.
Нареченная дочь
С этой дачи началась история детского санатория, который действует по сию пору. Столль отдал под него большую часть своих дачных владений. А в главном особняке он открыл приют для слепых девочек. Их обучали музыке, вышиванию и массажу педагоги, специально приглашенные из столицы. Эти навыки должны были помочь незрячим столлевским подопечным адаптироваться в самостоятельной жизни. Более того, у Вильгельма Германовича возникла задумка со временем удочерить незрячих девочек и выделить часть наследства. Своих детей у него с Анной не было, а его план позволял дать слепым девушкам своего рода социальные гарантии. Столль мечтал, чтобы они ни в чем не нуждались. Реализовать идею помешала революционная смута. Но все же одну из девушек – свою любимую воспитанницу, умницу и красавицу Агриппину Скрипникову Вильгельм Германович удочерил. Геночка, как он ее ласково называл, позже вышла замуж за Федора Павлова. Именно эта семья стала надежной опорой Столлю в его последние годы жизни. По этой же линии семейное древо Владислава Безрядина восходит к знаменитому фабриканту. Бабушка Владислава Анатольевича Анна – родная сестра Федора Павлова. Она выросла в доме Столлей и до конца жизни хранила добрые воспоминания о Вильгельме Германовиче.
Забег памяти Столля
Есть еще одна особенная страница в жизни Воронежа, связанная с этим выдающимся человеком, – спортивная. Благодаря Столлю в нашем городе появились первые велосипеды и начали проводиться массовые соревнования среди любителей нового вида спорта. Сам Столль был его горячим поклонником и пропагандистом.
В нынешнем августе по инициативе общественной организации «Вантит», и, в частности, ее представителя краеведа Ольги Рудевой, планируется провести памятные мероприятия, посвященные 170-летию Вильгельма Германовича. В их числе – организация массового забега на велосипедах до станции Графская, тесно связанной с именем фабриканта-благотворителя. Забег в честь Столля намечен на конец месяца.
*Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания
Между прочим
• Внучка отца Вильгельма Столля Германа Фридриховича была замужем за родоначальником прославленной музыкальной династии Витольдом Ростроповичем. Знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович – внук Витольда.
• В стенах бывшего мыловаренного завода «Финист» в начале XX века находилось столлевское производство. Это был трубочный завод, построенный в разгар Первой Мировой для военных нужд. В литейном цехе предприятия трудился Андрей Платонов, а Самуил Маршак был здесь конторщиком. Однако новым поколениям воронежцев старинные корпуса уже не придется увидеть. На месте завода планируется построить жилой комплекс…
• Внучка отца Вильгельма Столля Германа Фридриховича была замужем за родоначальником прославленной музыкальной династии Витольдом Ростроповичем. Знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович – внук Витольда.
• В стенах бывшего мыловаренного завода «Финист» в начале XX века находилось столлевское производство. Это был трубочный завод, построенный в разгар Первой Мировой для военных нужд. В литейном цехе предприятия трудился Андрей Платонов, а Самуил Маршак был здесь конторщиком. Однако новым поколениям воронежцев старинные корпуса уже не придется увидеть. На месте завода планируется построить жилой комплекс…