11 марта в правительстве состоялось совещание, посвященное взаимодействию сельхозпроизводителей, торговых организаций и прочих субъектов торговой деятельности в продовольственной сфере. По словам главы кабмина Дмитрия Медведева, за последние полтора года ситуация в этой отрасли кардинально изменилась: благодаря реализации концепции импортозамещения продукты из-за рубежа на магазинных прилавках уступили свои позиции отечественным товарам.
Тем не менее, столь позитивная тенденция несколько нивелируется недостаточной развитостью существующих на рынке систем сбыта: фактически, аграрием приходится бороться за доступ в торговые сети, что оборачивается невыгодными для них условиями поставок.
Председатель правительства также остановился на проблеме повышения продовольственных цен. «По данным Федеральной антимонопольной службы, наценки в торговых сетях на основной ассортимент социально значимых товаров не превышают 10%, но мы с вами понимаем, что это некая средняя цифра и она не всегда отражает реальность», – заявил он, добавив, что доступность такой продукции во многом может быть обеспечена благодаря пристальному контролю ситуации со стороны госорганов и ответственному поведению самих предпринимателей.
Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что государственное регулирование цен навсегда осталось в прошлом для российской экономики, уступив место современным инструментам развития конкуренции на рынке. Также премьер напомнил о мерах законодательного обеспечения импортозамещения. В частности, речь идет о развитии разнообразных видов торговли, включая ярмарки и рынки, что частично позволит решить упомянутую проблему нехватки каналов сбыта.
В числе знаковых новелл последнего времени и поправки в закон о торговле, регламентирующий ряд вопросов в отношениях между поставщиками и сетями, а также проект нормативно-правового акта, направленный на поддержку предпринимателей, готовых открыть или расширить свой бизнес в этой сфере.
«Все эти изменения призваны улучшить сбыт продукции для наших сельхозпроизводителей, – заключил Дмитрий Анатольевич. – В результате должны, по идее, выиграть все – и производители, и поставщики, и продавцы, и, главное, в конечном счёте покупатели».