«Наконец-то я дома»
Накануне концерта «Груни», которого воронежцы ждали с нетерпением с дней осенней феерии «Джазовой провинции», в камерной и теплой обстановке состоялась творческая встреча с Сергеем Филатовым. Виртуозный пианист и композитор, широко известный в столичных музыкальных кругах, без лишних слов погрузил аудиторию в проникновенную, живую и струящуюся инструментальную музыку. «Наконец-то я дома», – поприветствовал собравшихся музыкант, завершив композицию. Сергей Филатов родился и вырос в Воронеже, получил здесь музыкальное образование, а теперь – впервые «привез» на малую Родину свое детище – уникальный проект «Этносфера».
Это содружество музыкантов, продюсеров, меценатов и энтузиастов, объединенных любовью к русской музыке и понимающих необходимость эволюции отечественной культуры. «Этносфера» объединяет зрелых музыкантов, уже имеющих громадный опыт работы в джазе, рок-музыке, в народных, академических и авангардных коллективах, которые обратились в творчестве к национальным корням. Благодаря инициативе энтузиастов «Этносферы» состоялось уже несколько ежегодных крупных фестивалей, выпускаются диски, методические материалы, собирается и обобщается мировой опыт. На сайте проекта пополняется набор рубрик, из новинок – «Бабушки или русский джаз» («живые» записи фольклорных экспедиций) и «С миру по нотке» (клипы и выступления музыкантов со всего мира, так или иначе работающих с этническими мотивами).
– В ближайших планах создать на сайте форум «Этносфера-studio», где молодые музыканты, пробующие себя в «корневой», национальной музыке, могли бы размещать свои звуковые и получать отзывы-рецензии и советы от наших экспертов, – поделился планами Сергей Филатов.
Сам Сергей Филатов отвечать на вопросы об «Этносфере» предпочитает не словами, а блистательными импровизациями и насыщенными концертами. Поэтому и на творческой встрече с полуслова переходил на язык музыки.
– Знакомые однажды допытывались у меня – что такое «Этносфера», зачем мне это нужно, подразумевая деньги или славу… В итоге, когда я наконец произнес слово «служение», оно проскочило мимо их ушей. Наверное, действительно, об этом не стоит много говорить, просто потому, что это внутренние вещи, своеобразное изменение сознания. Иначе нельзя объяснить то, что совершенно разноплановые музыканты, от академических до «электронщиков», с любовью и трепетом подходят к своей национальной музыке и делают невероятно красивые вещи, – рассказал Сергей Филатов.
Творческий вечер завершился блистательным экспромтом: на сцену вышли участники фольклорного ансамбля «Паветье», завкафедрой этномузыкологии ВГАИ Галина Сысоева и студентки академии искусств и затянули народную песню, в которую гармонично вплелся проникновенный аккомпанемент пианиста. Это выступление стало самым искренним и впечатляющим приглашением на концерт этно-фьюжн проекта «Груня» и нашего неординарного земляка Сергея Филатова.
Перезвон утренних рос
Этно-фьюжн проект «Груня», весьма далекий по звучанию от канонов классического джаза, появился на воронежской сцене как часть «Джазовых сезонов», доказавших таким образом широту охвата неординарных музыкальных явлений современности. Секрет солнечной гармонии этой музыки можно отчасти объянить тем, что идея оригинального синтеза национальной музыки и джаз-рока, фьюжна и электронной музыки родилась, как любимое дитя, в семье Виталия и Елены Кись – виртуозного гитариста и композитора и вокалистки с невероятно чистым, переливчатым голосом.
– Нашему проекту около 10 лет, – рассказывает Виталий. – Еще в студенчестве, в музучилище, я «заболел» западным джаз-роком, и продолжал его слушать, даже учась на академическом отделении академии имени Гнесиных. Потом мы встретились с Леной, стали супругами, и однажды я заметил, как она напевает какие-то фольклорные вещи. Они у меня «срезонировали» в неожиданном контексте: я понял, что они здорово и легко могут менять стилистику, ритмику и не терять при этом своего русского ядра. Это вдохновило меня на работу, и на одном дыхании мы сделали около 12 композиций. Большой радостью было понять, что альбом «Ягода» приняли.
Виталий приоткрыл секрет: в планах музыкантов – записать второй альбом, который будет отличаться «более серьезным» содержанием от дебютной «Ягоды», мягкой, ласковой и игривой, вобравшей в себя песни детства самой вокалистки.
– Я миксовый человек, и этнографисты могут меня за это заклевать. Но я считаю, что русской музыки во всех формах, жанрах, стилях должно быть больше, – считает Виталий, и доказывает это своей музыкой, которую блистательно исполняет вместе с друзьями проекта «Груня» – перкуссионистом Андреем Атабековым, ударником Дмитрием Власенко, уникальным мастером игры на многочисленных этнических духовых инструментах Сергеем Клевенским.
На концерте в исполнении Елены Кись и второй вокалистки Елены Назаровой прозвучали задорные плясовые и печальные рекрутские песни. Исполнительницы заворожили зал объемным, чувственным двуголосием. Блистательное соло на гитаре исполнил Виталий Кись, который играет в сложной «пальцевой» технике, не используя медиатор. В руках Сергея Клевенского этнические духовые инструменты самых причудливых конфигураций издавали будто бы крики ночных птиц, шептали, как росистые травы в утреннем лесном сумраке. В композициях «Груни» и Сергея Филатова звучит будто бы дыхание земли, ритм ее сердцебиения.
Укорененность этой музыки в традиции воплощается и в посвящениях: трепетное отношение к родителям и детям, идея преемственности поколений воплотилась в посвященных старшему поколению композициях: Сергей Филатов и Сергей Клевенский исполнили мелодию, выражающую сыновнюю любовь, а супруги Кись подарили слушателям проникновенную песню на украинском языке, посвященную матерям.