На пользу бизнесу: когда будет завершен переход на онлайн-кассы?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

На пользу бизнесу: когда будет завершен переход на онлайн-кассы?

5 апреля 2017 / просмотров – 2580
Экономика

За исключением отдельных категорий предпринимателей, все представители бизнеса должны в обязательном порядке перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2017 года.

 

Почему предприниматели не хотят переходить на онлайн-кассы?

Рост издержек

Большинство вопросов со стороны бизнес-сообщества связано с дополнительными расходами на установку и обслуживание онлайн-касс: для многих рост издержек может оказаться непосильным, поясняет руководитель воронежской бизнес-школы «Финансовый университет предпринимателя» Марина Самарцева. По данным Торгово-промышленной палаты (ТТП), минимальная стоимость кассового аппарата на сегодняшний день составляет 20-21 тысячу рублей. Стоимость активации – 3 тысячи, ежемесячное обслуживание 1 тысячу, договор с оператором – 3 тысячи. Электронная цифровая подпись 1-1,5 тысячи плюс оплата интернета. Таким образом, по оценке ТТП, суммарные расходы на установку онлайн-кассы колеблются от 56 тысяч рублей (Санкт-Петербург) до 117,5 тысяч рублей (Кемеровская область).

Повышение цен или банкротство?

В то же время нововведения могут стать решающим фактором для тех предпринимателей, которые сейчас раздумывают, уходить с рынка или нет. Речь в первую очередь о мелкой розничной торговле, балансирующей на грани безубыточности. «С учетом того, что расходы предпринимателей на содержание бизнеса могут вырасти, потребителям следует ждать соответствующего роста цен на товары», – поясняет Марина Самарцева.  

Технический аспект

Помимо финансовых, бизнесмены могут столкнуться и с рядом других сложностей, в частности речь о перебоях с интернетом, а также о неполадках в работе техники в целом. «Кассовые аппараты могут ломаться или «зависать». Все это будет препятствовать сбору данных», – поясняет эксперт.

Психологический фактор

«У предпринимателей пока не выработалась привычка использовать контрольно-кассовую технику, – считает Марина Самарцева, – если еще несколько лет назад они применяли ее, закладывая затраты на обслуживание в бюджет, то после отмены этих правил перестали это делать. И теперь бизнесменам нужно будет снова привыкать к такому порядку. Но в большей степени их беспокоит тот факт, что «правила игры» на рынке постоянно меняются. И, чтобы перестроиться, требуется много очень времени и средств».

Проблемы и решения

В Госдуме ведутся активные дискуссии, направленные на преодоление первостепенных сложностей, связанных с введением онлайн-касс. И пути решения некоторых их них уже намечены. Ведь от того, насколько безболезненно произойдет переход, зависит не только сбалансированность бюджетной системы, но и благополучие тысяч предпринимателей.

Покрытие интернетом

В тексте законопроекта уже учтено, что от необходимости использовать онлайн-кассы освобождаются те предприниматели, которые работают в удаленных населенных пунктах.

Вопрос преодоления монополизации

В России сегодня работает единственный производитель касс с фискальным накопителем, дефицит которых наблюдается в стране. Это привело к тому, что при себестоимости в 500 рублей цена фискального накопителя достигла 9 тысяч рублей. По мнению Комитета по бюджету и налогам и ФНС, при взаимодействии с антимонопольной службой в будущем удастся снизить стоимость оборудования примерно на 40 %».

Компенсация затрат

Для предпринимателей, работающих на спецрежимах – по патенту и ЕНВД – будет предусмотрена компенсации издержек в форме налогового вычета до 18 тысяч рублей. Законопроект уже был принят в первом чтении. Помимо этого обсуждаются дополнительные пути снижения стоимости техники нового образца. Например, грантовая поддержка производителей оборудования.

Будут ли перенесены сроки перехода на онлайн-кассы?

Тем не менее, по-прежнему остаются вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения.  В этом единогласны депутаты Госдумы. И для того, чтобы выявить существующие проблемы и помочь бизнесменам преодолеть их, «Единая Россия» в рамках Предпринимательской платформы запустила специальный мониторинг внедрения онлайн-касс.

  

«Сформированная анкета станет основой для постоянного мониторинга Предпринимательской платформы по выделенным проблемным вопросам и парламентского контроля. Данный опросник аккумулирует в себе предложения производителей, технических специалистов, представителей сетей и бизнеса, уполномоченных по правам предпринимателей, ФНС, министерств и ведомств. Любая реформа – это всегда непростой процесс, который, как правило, сопряжен с рядом проблем. Но к их решению необходимо подходить системно, опираясь на конкретные цифры и факты. И здесь задача предпринимательской платформы и депутатов – обеспечить жесткий парламентский контроль над введением контрольно-кассовой техники», – отметил руководитель группы мониторинга, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.

«Внедрение онлайн-касс – вопрос времени»


Трудности перехода на контрольно-кассовую технику обсуждались на расширенном заседании Совета Общественной палаты Воронежской области, которое состоялось 28 марта при участии депутатов Государственной Думы. В частности, председатель Воронежского регионального союза предпринимателей «ОПОРА» Сергей Наумов от имени бизнес-сообщества региона выдвинул предложение перенести сроки перехода на ККТ для тех, кто работает по патенту и ЕНВД. Комментируя эту инициативу, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов, отметил, что на федеральном уровне, есть понимание нагрузки, связанной с модернизацией техники.

«Со временем, онлайн-кассы будут распространены также широко как телефоны и гаджеты. Понимаю, что без предпринимателей, экономически-активного класса, нам просто-напросто нечего будет регулировать, поэтому нужно находить консенсус между интересами государства, бизнеса и потребителей, – подчеркнул он. – В Госдуме на этот счет сейчас также ведутся дискуссии. Решение некоторых проблем уже намечены. Так, непосредственно в тексте закона учтено недостаточное покрытие интернетом. От необходимости использовать онлайн-кассы освобождаются предприниматели, работающие в удаленных населенных пунктах. Обсуждаются пути преодоления монополизации рынка кассовой техники. Эта тема не далее, как на прошлой неделе поднималась на выездном заседании Комитета по налогам и бюджету и ФНС. В том числе, через взаимодействие с антимонопольной службой, мы видим возможность снизить стоимость оборудования примерно на 40 %. Обсуждаются дополнительные пути снижения стоимости техники нового образца. Например, грантовая поддержка
производителей оборудования.

Что касается налогоплательщиков, которые работают на спецрежимах – по патенту и ЕНВД, в первом чтении принят законопроект, создающий механизм компенсации издержек предпринимателей в форме налогового вычета до 18 тысяч рублей. На детальную проработку документа ко второму чтению у нас достаточно времени, ведь для этой категории предпринимателей мы изначально предусмотрели больший срок на приобретение кассовых аппаратов».

Как вывести бизнес из «тени»?

Несколько недель назад шло активное обсуждение грядущих изменений в системе налогообложения, в частности, возможность привязки существующего торгового сбора к показателям продаж, то есть данным онлайн-касс. Какие последствия это может повлечь?

Как пояснил замминистра финансов Илья Трунин, речь идет не о возвращении налога с продаж, а об использовании данных онлайн-касс с налоговыми целями. Как поясняет Илья Вячеславович, сейчас торговый сбор взимается с натуральных показателей – площадь торгового зала и так далее, – но в принципе ничто не препятствует тому, чтобы его привязать к показателям выручки и таким образом пополнить, например, местные бюджеты.Как бы то ни было, в системе налогообложения в целом грядут серьезные перемены. Минфин обсуждает вопрос об увеличении ставки НДС до 22% в рамках «налогового маневра», который предполагает унификацию ставки страховых взносов, ее поэтапное снижение (с 30 до 22%) и повышение НДС. И главной целью этих нововведенийявляется прекращение ухода бизнеса в «тень» и создание равных конкурентных условий для компаний, которые платят все налоги и тех, кто этого не делает.

 

Марина Самарцева, руководитель воронежской бизнес-школы «Финансовый университет предпринимателя»:


 


 

– Идея не нова: подобный налог существовал в начале 2000 годов. Тогда его ставка была равна 5%, сейчас же ведется разговор о том, чтобы установить максимальную ставку 3%. То есть нагрузка на предпринимателей именно за счет появления самого налога не слишком увеличится, поскольку процент очень мал. Вопросы вызывают другие моменты. В частности  когда-то официальной причиной отмены «налога с продаж» было несоответствие Конституционным нормам: его уплата приводила к двойному налогообложению с оборота для некоторых предпринимателей. Сегодня я бы тоже не стала исключать возможность возникновения подобной проблемы: предприниматели, которые работают на «упрощенке» уже платят налог на выручку.

Но на деле это было не единственной причиной его отмены: налог было очень сложно администрировать. Система была слишком путаной, и ее решили упростить. Как результат — при меньшей нагрузке собираемость стала больше. Что происходит сейчас? Как недавно заявил Минфин, в ближайшие 2-3 года будет создана глобальная система учета оборота розничной торговли, а полученные данные должны будут помочь сформировать максимально полную картину того, что в стране продается и по каким ценам. Если сегодня правительству удастся разработать понятные механизмы реализации налоговой инициативы, то поставленные задачи будут достигнуты».     

Справка «ГЧ»

В период с 1 августа 2014 по 1 февраля 2015 года Федеральная налоговая служба провела эксперимент в 4 регионах страны: в нем добровольно приняли участие несколько крупных торговых сетей Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан. Исследование показало: использование онлайн-касс позволяет снизить расходы на содержание одной единицы техники на 7 тысяч рублей в год. В масштабах всей российской розницы это порядка 32 миллиардов рублей, с учетом того, что, по подсчетам ФНС, сегодня в России замене подлежат более миллиона касс.

 

Система Orphus
Комментарии
  • 18.04. 08:28 Кристина (Гость) Не по смыслу, а по содержанию и оформлению. 1. Слова Чижова полностью дублируют то, что написано выше. 2. Почему у Самарцевой глаза, как у героини фильмов ужасов? Где белки глаз?
  • 18.04. 15:42 editor Кристина, спасибо за внимательное прочтение и просмотр материала. Не видим в тексте дублирования комментариев и высказываний. Качество изображения постараемся улучшить.
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели