Знал бы, где упаcть, соломки бы подстелил. В каком-то смысле ОСАГО – та самая спасительная «соломка», гарантия возмещения ущерба пострадавшим в ДТП, а также финансовый инструмент повышения безопасности на дорогах. Государственная Дума завершила масштабную работу над совершенствованием системы автострахования. В принятом документе парламентарии уравняли в правах электронные и бумажные версии полисов и упростили жизнь автомобилистам по другим вопросам.
От слов к цифре
Оформить полис ОСАГО в электронном виде можно с 2015 года. Однако до сих пор водитель был обязан всегда иметь при себе и предъявлять сотрудникам полиции его бумажную версию. Согласитесь, весь смысл электронного документа сходит на «нет», если его все равно приходилось печатать и возить с собой.
Принятый Государственной Думой законопроект устраняет это противоречие. Поскольку каждому договору страхования будет присваиваться уникальный номер, достаточно будет назвать его при проверке, а стражи порядка смогут запросить нужные сведения в системе обязательного страхования через мобильное устройство.
Еще один документ, который можно будет оформить в электронном виде через Госуслуги.ру – это Европротокол. Речь идет о самостоятельном оформлении ДТП, без вызова сотрудников ГАИ.
Более того, Российский союз автостраховщиков запланировал на сентябрь этого года запуск мобильного приложения «Помощник ОСАГО», где также будет реализована эта функция. Эксперимент сначала пройдет в четырех регионах – Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А в случае успеха, им смогут пользоваться и другие участники страхового рынка.
Сумма страхового возмещения по Европротоколу теперь зависит от того, есть ли у участников ДТП разногласия по поводу обстоятельств столкновения, перечня и характера повреждений авто. Когда возникло недопонимание, и размер видимого ущерба оценивается ими больше, чем в 100 тысяч рублей, придется вызывать сотрудников ГАИ. Если споров нет, максимальная выплата с 1 октября будет составлять 400 тысяч рублей. Раньше безлимитный Европротокол был доступен только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а теперь его действие распространится на всю территорию страны.
Отметим, что при этом данные о ДТП должны быть зафиксированы и переданы в информационную систему автострахования через ГЛОНАСС или специальное программное обеспечение.
Страховщики, в свою очередь обязаны, гарантировать ее непрерывное и бесперебойное функционирование. А неполучение информации по их вине не является основанием для отказа в страховом возмещении.
Деньги вернут не все
Ряд изменений касается регрессных требований. По закону в некоторых случаях страховая компания может взыскать выплаченную компенсацию с виновников аварии. Например, если вред был причинен умышленно, водитель был пьян, не имел прав или страховки, скрылся с места ДТП, в течение 15 дней не предоставил авто для осмотра и независимой экспертизы.
Законодатели добавили в этот перечень несколько важных уточнений. Так, страховщики не смогут взыскивать деньги с виновников ДТП, которые оформили европротокол, но не успели отправить его в свою страховую компанию в течение 5 дней. Многие граждане просто не знают о таком правиле, нарушают его ненамеренно, потому что стараются в первую очередь решить другие возникшие проблемы, будучи уверенными, что их гражданская ответственность застрахована, а значит, хотя бы в этом вопросе нет повода для волнений.
Также регрессное требование теперь запрещено предъявлять к пострадавшему в ДТП пешеходу или его наследникам и родственникам в случае смерти. Таким способом законодатели устранили несправедливость, когда с людей, оказавшихся в больнице или потерявших близкого человека, требуют еще оплатить ремонт машины, ставшей причиной трагедии.
А в ситуациях с пьяными водителями, основания для взыскания ущерба, наоборот, расширены – в список попадут те, кто отказался от медицинского освидетельствования или выпил «для храбрости» сразу после аварии. Дело в том, что единственным доказательством нетрезвого состояния являются результаты экспертизы. А если человек от нее отказался, то и доказать этот факт будет невозможно. Как нельзя проверить и то, был ли трезв человек в момент аварии, если он пьян сейчас.