Стада диких ГАЗелей
По словам сопредседателя МОО «Город и транспорт» Антона Буслова, приезд которого ожидался, но, к сожалению, не состоялся (его выступление участники круглого стола наблюдали в записи на видео), причиной пробок является вовсе не узкие дороги, а плохо развитый общественный транспорт. Одним из худших примеров в этом смысле является Воронеж – наиболее автомобилизированный в Черноземье с самыми серьезными пробками. Это, предполагает общественник, крупнейший город Европы, где нет качественного транспорта, зато есть стада диких ГАЗелей и ПАЗиков, а также огромное количество людей, которые вынуждены пересаживаться на автомобили, не имея иной возможности передвигаться более или менее комфортно.
– Именно общественный транспорт способен коренным образом исправить ситуацию в городе масштабов и экономики Воронежа в течение 2–3 лет. В стратегии учтены все экономические показатели и реальные возможности финансирования, на которые можно сегодня рассчитывать.
Докатились...
В условиях отсутствия метро, как рассказал сопредседатель регионального отделения общественной организации Юрий Новиков, основу перевозок в Воронеже всегда составлял такой вид рельсового транспорта, как трамвай. В 1989 году трамвайная сеть нашего города, составлявшая более 150 километров, охватывала практически все направления крупных пассажиропотоков, занимала по величине 5-е место в Союзе и входила в 10-у мировых лидеров. Троллейбусная сеть также была достаточно разветвленной, автобусы использовались как вспомогательный инструмент – на периферийных направлениях и городских окраинах. Транспортная система не была идеальной, но конец 90-х–2000-е годы фактически уничтожили то, что имелось. Трамвайно-троллейбусный и автобусный парки дряхлели, на замену трамваям, которым негде было ездить, так как рельсы в 2001 году начали снимать, пришли подержанные автобусы из других стран, а также уже упомянутые ПАЗики и ГАЗели.
Ожидает ли электротранспорт вторая жизнь?
Комплексный подход и иерархия приоритетов – главные отличия предложенной на круглом столе стратегии.
– В современном городе, удобном для жизни, основное внимание должно уделяться человеку, пешеходу.
От наличных денег воронежцам предлагают полностью отказаться и использовать для оплаты проезда единую транспортную карту, как это происходит, к примеру, в Новосибирске |
Потом идет развитие транспорта, затем – движущийся автомобиль, в котором едут люди, и только после – припаркованная машина, – описал данную иерархию председатель регионального отделения МОО «Город и транспорт» Андрей Фурсов. – Мы предлагаем изменить механизм управления перевозками, создав единого оператора, перейти на работу по системе муниципального заказа и изменить принципы определения маршрутов.
Со стороны инфраструктурных решений город нуждается, по мысли разработчиков стратегии, в обновлении подвижного состава (как троллейбусов, так и автобусов, при чем – низкопольных: это оправдано как с экономической точки зрения, так и из соображений повышения комфортности передвижения маломобильных групп населения). Некоторые троллейбусные маршруты стоит восстановить – об этом давно просят жители таких отдаленных микрорайонов, как Машмет. Но главное, в городе, где возрождение трамвайной сети невозможно, а строительство метро нецелесообразно, просто необходим легкорельсовый, самый оптимальный для нас вид пассажирского транспорта. Стоимость соответствующей инфраструктуры (вместе с укладкой полотна, закупкой вагонов, обучением людей и другими расходами) выльется ориентировочно в 450 миллионов рублей за километр линии. Для сравнения метро обойдется в 6000 миллионов рублей за километр.
Таковы положения стратегии в самых общих чертах. Отдельные ее направления вызвали у участников дискуссии вопросы. Для самих же ее разработчиков вопрос один: захотят ли городские власти использовать их предложения, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
Основной парк пассажирского транспорта в Воронеже составляют автобусы средней вместимости (типа ПАЗ) – порядка 800 единиц. Чуть меньше – около 600 – автобусов малой вместимости, то есть «ГАЗелей». Автобусов большой вместимости насчитывается примерно 250 единиц, троллейбусов – 58.