Чрезмерно много глюкозы
В тот момент мама Димы, Людмила лежала в ВОДКБ № 1 со средней дочкой, семилетней Танюшей. Там ей восстанавливали слух после неудачной промывки ушей в Лисках. Поэтому забота о Диме была возложена на старшую сестру Ангелину.
Высокая температура, стресс от госпитализации, ежедневные капельницы, да еще и мама далеко – для ребенка та неделя была страшным испытанием. Возможно, его эмоциональное состояние тоже повлияло на дальнейший ход событий.
«Как только мы завершили лечение с Таней, я сразу же поехала в больницу к Диме. Следующим утром мы сдали кровь. После 5 дней капельницы с глюкозой, уровень сахара поднялся с 5,3 до 11,2 ммоль/л. Нас отправили в больницу на Бурденко, там и подтвердился сахарный диабет 1 типа».
По графику
С этого времени жизнь семьи Артамоновых круто изменила свое течение. Людмила уволилась с работы, чтобы контролировать состояние сына, Дима получил инвалидность и перестал ходить в детский сад, сестры, понимая, как трудно приходится маме, свели до минимума свои запросы.
Теперь главное для Димы – это режим. Замеры уровня глюкозы в крови, равно как и инъекции инсулина – по расписанию, питание – по строгой диете. Сейчас для него даже самая маленькая конфетка может быть очень опасной. К счастью, ребенок это осознает и без разрешения мамы ничего не ест.
Но если к новому меню мальчик привыкает безболезненно, то этого нельзя сказать о частых уколах – 11 раз в сутки. За несколько месяцев на пальчиках малыша живого места уже не осталось. Синяки и шишки стали появляться также на руках и ногах, куда вводят гормон.
Спасение найдено
«Некоторое время спустя знакомые посоветовали мне приобрести аппарат FreeStyle Libre, – делится Людмила. – Датчик с маленькой волосинкой, которая находится под кожей, устанавливается на руку и все время замеряет уровень сахара. В набор также идет ридер – устройство для считывания информации. Я им провожу по ручке Димы, и у меня тут же изображается результат. Если уровень глюкозы очень высокий, ридер начинает издавать звуковые сигналы и показывает: стрелка вверх – сахар быстро растет, стрелка в сторону – медленно. Это очень удобно для нас, потому что можно отследить динамику и вовремя принять меры. С обычными тест-полосками так не получится».
Да и Диме сканер не причиняет дискомфорта. С ним можно бегать, играть, купаться – устройство практически не ощущается на коже.
Правда, датчик рассчитан всего на 2 недели. Затем нужно покупать новый, который стоит свыше 4500 рублей, в месяц выходит около 10 тысяч рублей. Людмила находит эти деньги с большим трудом.
«Весь наш доход – это пенсия Димы, пособие по уходу плюс 7800 рублей, которые выплачиваются, пока он не пойдет в школу, – объясняет женщина. – Для нас важно, чтобы аппарат всегда был на руке, потому что это настоящее спасение и для сына, и для меня. Поэтому постоянно приходится в чем-то ущемлять себя и детей. Представьте, 11 уколов в сутки! Даже взрослому это тяжело перенести».
Не так просто
Постоянный контроль над заболеванием позволяет шестилетнему мальчишке все также играть с друзьями, гонять вместе мяч во дворе или просто лазать по перекладинам на детской площадке. Только пока на улице стоит хорошая погода.
«Когда было жарко – у нас сахар падал, кололи очень мало инсулина. Когда пошли дожди, уровень глюкозы вырос до 21,5 ммоль/л, – говорит Людмила. – Дима чувствует, если сахар резко понижается – у него болят голова и ножки. Но совсем не ощущает, когда сахар также быстро повышается. Я страдаю и плачу от того, что он не способен сам понять и вовремя попросить помощи, может наступить гипергликемический шок. Если бы не система постоянного мониторинга, у меня тоже не было бы возможности это заметить».
В следующем году Дима пойдет в первый класс. Людмила надеется, что к этому времени ему успеют установить инсулиновую помпу. Благодаря тому, что она автоматически впрыскивает гормон в кровь, ребенок сможет спокойно находиться в школе без мамы. Но готовясь встать в очередь на получение устройства, Артамоновы столкнулись с бюрократическими преградами. Когда они получат помпу, пока неизвестно.
«Благотворительный фонд Чижова» обращается к воронежцам с просьбой откликнуться на историю Димы. Сейчас ему требуются новые датчики для контроля уровня сахара в крови. Многодетная семья живет на 30 тысяч рублей в месяц. Направлять треть дохода только на сканер, без учета иголочек для шприц-ручки и прочих расходных материалов, Артамоновым очень тяжело. Без помощи окружающих они не справятся!