Живописец, график и педагог Александр Древин вел поиски в русле постимпрессионизма, примитивизма, лучизма… Создавал беспредметные абстракции и фигуративные работы. Затем перешел к пейзажам и портретам в более экспрессивной манере. В 30-е годы он проявлял интерес к проблемам цвета, его насыщенности, фактуры и поэтому подвергся жестокой критике за формализм. По сфабрикованному обвинению, связанному с деятельностью латышского культурно-просветительского общества «Прометей», Древина расстреляли.
Надежду Удальцову – супругу Александра – называли «амазонкой русского авангарда». В начале творческого пути она увлекалась кубизмом, супрематизмом, импрессионизмом. А после, в «тихий» период, уже в статусе жены врага народа, продолжала рисовать, не зная о гибели Древина. Она писала натюрморты, но ее работы были вне рамок официального искусства. Художницу также упрекали за формализм и подражание Западу.
«Русский музей был первым, кто устроил совместную выставку Древина и Удальцовой в далеком 1928 году. Мы привезли в Воронеж практически все, что у нас есть. И я благодарна Платоновскому фестивалю за выбор этих имен, – говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи конца XIX – начала XXI века государственного Русского музея Алиса Любимова. – Судьбы этих художников неразрывно переплетены с историей страны, при этом их искусство – это живопись высочайшей культуры. В экспозиции прослеживается определенная режиссура, для каждой картины найдено свое место. Здесь отражены практически все периоды творчества супругов, но акцент сделан на их совместной жизни. Не случайно выставка открывается автопортретом Древина и портретом его жены. В начале 20-х годов они сознательно отказались от авангардного прошлого, обратившись к наследию Сезана и импрессионистов. По-своему переработали его и создали свой пластический язык. Несмотря на то, что он менялся на протяжении жизни, высокая культура живописи осталась до конца. Древина переломила поездка в Алтай. Период был очень плодотворным. Удальцову же до последнего времени считали амазонкой русского авангарда и показывали в основном ее абстрактные работы. Но и в дальнейшем у художницы были мощнейшие взлеты. После войны она писала натюрморты и сама осознавала, что это правильный, утрированный цвет. Такие цветовые мелодии, в которых каждый мазок очень эмоционален и экспрессивен. Это невероятные вещи, смелые, свободные и посвященные искусству как таковому».
В манифесте Удальцовой 1918 года, который также представлен на выставке, есть сверхважные слова: «Искусство свободно, творчество свободно. Человек, рожденный для творчества и искусства, свободен». И экспозиция, открывшаяся в музее имени Крамского, доказывает: несмотря на все жизненны обстоятельства, художник может быть свободным.
Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки наиболее значимых событий в сфере культуры.