Воскресение Христово
Ветхозаветная Пасха отмечалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан торжество приобрело другое значение – «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христиане освобождаются от греховного рабства посредством смерти и воскресения Христа.
Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них событие Тайной Вечери, которая описана евангелистами как трапеза с учениками, незадолго до предательства Христа Иудой. Именно во время нее Иисус Христос заменил Собой ветхозаветного агнца, ради искупления грехов всего человечества: «…се Агец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). Именно во время Тайной Вечери Христос дал нам образ Евхаристии, и тем самым поменял смысл праздника Пасхи: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).
Согласно Евангелию, Иисус Христос умер на Кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним воскресным утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие) несли благовония, чтобы помазать тело Иисуса. Однако они вошли внутрь гроба и не нашли тела Иисуса Христа, но увидели ангела в белой одежде, сидящего на месте погребения. Он сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал».
По церковному календарю
Празднование Пасхи не имеет привязки к одной определенной дате, а высчитывается по лунному календарю. В 325 году н.э. церковным собором в Никее было установлено праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта – днем весеннего равноденствия. Если полнолуние попадает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.
К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий: Лазарева суббота – воскрешение праведного Лазаря; Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) – за неделю до Пасхи; Страстная Седмица – неделя перед праздником Пасхи; Великий Четверг – в этот день вспоминают Тайную вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников; Страстная пятница – день распятия Христа на кресте; Великая суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; Антипасха – явление воскресшего Христа ученикам на восьмой день Пасхи и уверение Фомы; Вознесение Господне – сороковой день после Пасхи: в этот день Иисус возносится на небо, благословляя апостолов, и Пятидесятница – день Святой Троицы, пятидесятый после Пасхи день, когда ученики Его – апостолы, получили по обетованию Спасителя дары Духа Святого.
Страстная Седмица – неделя перед Пасхой
К Пасхе христиане готовятся заранее: для этого Церковью установлен самый продолжительный и строгий Великий пост – благодатное время очищения своей души. В последнюю седмицу перед Пасхой, Страстную седмицу, следующую за Вербным воскресеньем, за богослужениями вспоминаются последние события земной жизни Спасителя, Его распятие, страдания и смерть. В это время верующие особенно стараются воздерживаться от веселья, празднословия и посещения увеселительных мероприятий, проживая в своей душе, вместе со Христом, последние дни и события Его земной жизни.
Каждый день Страстной Седмицы считается Православной церковью великим и святым. Великий четверг посвящен не только воспоминанию Тайной Вечери, но также и событию умовения ног Христом своим ученикам (Ин. 13:1-20). Этим умовением Спаситель дал нам яркий пример деятельной любви к нашим ближним. Христос, как слуга, умыл ноги своим ученикам, будучи для них Учителем и Господом, употребил это действие как символ духовного очищения и призвал их также относиться друг к другу, тем самым открыв для нас, что такая любовь и есть нравственная основа христианства. Народные традиции и обряды «очищения водой» и др. в этот день, являются мистическими и магическими, и отношения к православию не имеют.
По обычаю в чистый четверг красили яйца, выпекали куличи, изготавливали из творога пасхи, завершали подготовку к празднику. Вечером этого дня совершается особая служба воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Страстную пятницу обычно проводили в храме, поклонялись Плащанице Спасителя. В Страстную субботу в храмах освящали куличи, пасхи и крашеные яйца.
Пасхальные торжества
Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход вокруг храма с пением праздничной стихиры: Воскресение Твое, Христе? Спа?се, Ангели поют на небесе?х, и нас на земли сподо?би чистым сердцем Тебе? сла?вити.
Когда шествие подходит к дверям храма начинается особо торжественная пасхальная утреня, которая переходит в праздничную Божественную Литургию. На пасхальной литургии верующие причащаются Тела и Крови Христовых, а после окончания службы – «христосуются» – приветствуя друг друга троекратным целованием и словами «Христос воскресе! Воистину Воскресе!».
По окончании Литургии совершается освящение артоса – особого хлеба, который верующие вкушают на протяжении всего года в особых случаях, например при болезни, а также читаются молитвы на освящение скоромной пищи.
«На важнейший праздник церковного года, Пасху, совершается особо торжественное богослужение. В первые века христианства, на Пасху, оглашенные принимали Святое Крещение. В церкви с апостольских времен сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение ночью, подобно бодрствовавшему израильскому народу, в ночь своего избавления от египетского рабства и мы бодрствуем в эту «святую и спасительную ночь». В Великую Субботу весь православный мир молится о мире на Святой земле и с трепетом ждет схождения благодатного огня в храме гроба Господня. По сложившейся практике сошедший благодатный огонь символизирущий «Свет Истинный», просвещающий все народы после воскресения Иисуса Христа, разносится по храмам, христиане зажигают от него свечи и лампады и несут их в свои дома», – рассказал корреспонденту «ГЧ» диакон Алексий Неделин, клирик Благовещенского Собора.
Пасхальное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе состоится в ночь на 8 апреля. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, в Святую Землю за Благодатным огнем в этом году отправился и.о. ректора Воронежской духовной семинарии священник Роман Ткачев.
В дни Светлой седмицы, с 8 по 15 апреля, воронежцы смогут принять участие в Пасхальном колокольном звоне на колокольне Благовещенского кафедрального собора. Подъем на колокольню будет осуществляться по предварительной записи. Записаться можно как в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора, так и через интернет. Подробную информацию можно уточнить на сайте Благовещенского кафедрального собора.