«Конечно, если отвечать популистски, то надо регулировать, – начал свое рассуждение глава региона. – Но давайте все-таки признаем одну вещь: 25 лет назад наше государство – а лучше сказать, общество – приняли другую модель. Модель эта называется рыночная экономика. В ней существуют главные правила. И первое и главное – это конкуренция. Когда цены назначаются сверху, конкуренции не существует».
Вместе с тем губернатор обратил внимание, что даже в условиях рыночной экономики существуют инструменты влияния на формирование цен. И в таких странах, как Канада, Испания или Голландия, они применяются достаточно широко. Например, в Испании государство участвует в качестве собственника в структурах крупнейших торговых центров и обладает либо блокирующим, либо контрольным пакетом акций.
В этой же связи применительно к сельскому хозяйству на Западе давно развит институт саморегулируемых организаций и коммерческого трибунала. «Там уже давно поняли: все, что висит над сельским хозяйством – переработчики, оптовое звено – это монополисты по отношению к сельскому хозяйству. Так как продукция сельскохозяйственная, как правило, требует быстрой реализации», – пояснил Алексей Гордеев. Так вот, в Канаде, к примеру, в сфере производства молока по этому поводу на основе закона собирается ассоциация производителей молока на уровне региона или провинции, а также союз переработчиков молока: «Раз в год они должны договориться о цене. Если не договариваются, то при министерстве сельского хозяйства, провинции или региона существует коммерческий трибунал. Он и выносит решение о справедливой цене на молоко, какая будет закупочной в этом году на молоко».
Вновь обращаясь к иностранному опыту, Алексей Гордеев объяснил, почему в Голландии, в частности, наценка на продовольствие составляет всего 7 %. Дело в том, что там созданы условия для очень высокой конкуренции торговых сетей, можно сказать, даже переизбытка торговых площадей. Поэтому в борьбе и за покупателей, и за поставщиков сетевики просто вынуждены минимизировать все издержки и стремиться к максимально щадящим ценам на продукты. Иначе их бизнес попросту будет обречен.
«Мы на региональном уровне сейчас следим за ценами. Все, что касается нашего производства, то, что мы сами производим, а нам повезло, что мы регион самодостаточный, мы даже регион-донор по продовольствию, мы можем убеждать всех по цепочке производителей того или иного продукта, товара, чтобы они разделяли эту социальную ответственность», – в заключение сказал глава региона.