А если б выстрелил?
Женщина вспоминает: на следующий день после объявления президентом России начала специальной военной операции, в Северодонецке уже стояла украинская, а точнее американская техника, полностью «укомплектованные» бойцы ВСУ.
«Ранним утром 25 февраля я шла на работу. Возле каждого дома стояло много военной техники, солдаты были экипированы с ног до головы. Идти дальше или вернуться? – вспоминает пенсионерка. – Позвонила знакомой, договорились продолжить путь вместе, чтобы было не так страшно. Шли, я делилась переживаниями, а приятельница меня одернула: «Ты не на технику смотри, а вон туда», – и показала на здание с выбитой дверью. Там, из окна, прямо на нас, смотрело дуло винтовки. Направлял её снайпер, лежавший на мешке с песком. Что у него в голове? А если б выстрелил? И ничего бы ему не было за это – скажет, что оказали сопротивление, и кто станет разбираться?»
А потом стало ещё страшнее. Когда Галина вместе со знакомой возвращалась с работы, город начали бомбить. По словам пенсионерки, снаряды падали буквально в 100 метрах от них!
«Из окна дома, мимо которого мы проходили, выглянула женщина – посмотреть, что происходит, и её убило снарядом. Это была первая жертва в первый день обстрела Северодонецка, – рассказывает Галина. - Не знаю, как не задело нас. Я тогда застыла от ужаса, ноги отказывались идти».
«Сэндвичи» из многоэтажек и неправильные пожарные
Жилые кварталы, по словам Галины, украинская армия обстреливала регулярно, при этом начинали геноцид мирного населения ВСУ обычно в 4 часа утра, как гитлеровцы. А со временем грохот канонады стал звучать в небе над Северодонецком практически беспрестанно. Чтобы наши артиллеристы не смогли дать жесткий ответный удар, украинские солдаты делали из многоэтажек «сэндвичи», то есть размещались на верхних и нижних этажах, а на остальных оставляли мирное население.
«Россия же не бьет по гражданским, это ВСУ можно стрелять, куда хочется, – комментирует Галина. – Украинские военные просто выгоняли жильцов квартир, приходили и говорили: «Вон отсюда!» Их не волновало, что людям некуда было идти».
Дома, не занятые украинскими силовиками, были просто уничтожены. Даже если здание загоралось, приезжавшие на вызов пожарные обычно даже не пытались ликвидировать пламя. Так как на тот момент город находился под киевской властью, сотрудники спецслужб подчинялись приказам неонацистов. По воспоминаниям Галины – квартира Стельмах сгорела в одном из таких пожаров, как раз в день эвакуации семьи из города – сотрудники украинской ГСЧС даже не скрывали причину своего бездействия, просто был приказ – не тушить.
«Северодонецк был молодым процветающим городом, с огромным количеством учебных заведений, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий. Всё уничтожили! – вспоминает Галина. – Нашему городу, как Мариуполю, досталось больше остальных, его превратили в руины. Украинская армия бомбила так, что не оставляла живого места, не щадя при этом и людей, потому что мы им не нужны. И никогда не были нужны. Они нас считали людьми третьего сорта, «колорадами», «ватниками», сейчас называют орками. Кем угодно, только не людьми. Свет, газ и воду нам отключили сразу. От бомбежек мы спасались в подвалах».
Запрещенное оружие?
Те, кто мог, сразу покинули город, но у семьи Стельмах такой возможности не было. Дело в том, что муж Галины – инвалид первой группы. После перенесенного 4 года назад инсульта Анатолий перестал ходить и разговаривать, а его поведение кардинально изменилось.
«Муж до инсульта и после – два совершенно разных человека, – делится женщина. – Раньше был добрейшим человеком, сдувал с меня пылинки, а стал – нервным, раздражительным, грубым. Помимо прочих лекарств, приходится давать ему успокоительные».
Однако, оставаясь в городе, Стельмах каждый день подвергали себя смертельной опасности. Галина даже считает, что в одну из ночей Украина применила фосфорные боеприпасы. Использование такого оружия на территории, где кроме военных объектов находится мирное население, запрещено Женевской Конвенцией. Тем не менее, для некоторых государств закон, что называется, не писан. В том числе о случаях применения украинской армией в зоне проведения СВО фосфорного оружия ранее рассказывали в Минобороны России.
И всё же, как отмечают некоторые эксперты, такие снаряды часто путают с обычными зажигательными, причем последние не менее эффективны и тоже приводят к тяжело ликвидируемым площадным пожарам. Есть небольшое сходство фосфорных боеприпасов и с осветительными, в простонародье именуемыми «люстрами».
С чистого листа
Какими бы снарядами не били Северодонецк, его жителям пришлось несладко. К счастью, семье Стельмах на выручку подоспели добрые люди: двое мужчин на руках вынесли мужа Галины на улицу, посадили его в коляску и помогли нашим героям перебраться в другую часть города, «где ещё не стреляли».
«То, что мы не погибли, выбрались оттуда и добрались до Воронежа – просто чудо какое-то сверху! Но мы лишились всего. В Северодонецке у нас было две квартиры с евроремонтом: однокомнатная и «трешка». Все – уничтожены. Ценные вещи, которые я спрятала перед эвакуацией, вынесли мародеры, – жалуется Галина. – До переезда в Воронеж я работала, потому что на лекарства мужа уходит много денег. С 2018 года я поддерживаю его всеми силами, последнюю копеечку трачу на лекарства. Но после пережитых потрясений, этих ужасных бомбежек, и в силу возраста мне было бы трудно вернуться к трудовой деятельности».
За помощью в приобретении лекарств Галина обратилась в «Благотворительный фонд Чижова». Без малого 20 лет он приходит на выручку инвалидам, одиноким пожилым людям, тяжелобольным взрослым и детям, погорельцам, а также многодетным и малообеспеченным семьям. Оставаться надежной опорой для попавших в беду воронежцев Фонду помогают принципы работы, заложенные основателем, Сергеем Чижовым. Это справедливое распределение средств между подопечными, внимание к проблеме каждого обратившегося, прозрачное ведение деятельности, подотчетность обществу и альтруизм.
«После инсульта мужу нужно принимать лекарства, стабилизирующие давление, а также успокоительные и витамины, – объясняет Галина. – Мы благодарны Фонду за помощь. Очень тяжело начинать жизнь с нуля в таком возрасте».
Помощь делом
Как было отмечено выше, эвакуированных в Воронеж мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик, Херсонщины и Запорожья, Фонд Чижова поддерживает практически с самого начала специальной военной операции. Ранее совместно с неравнодушными гражданами Фонд собрал и передал в 19 пунктов временного размещения, развернутых в регионе, гуманитарную помощь: средства личной гигиены, бытовую химию, одежду, детское питание и многое другое были. В том числе на её закупку были направлены средства, собранные в ходе традиционной акции «Благотворительность вместо подарка», которую в свой День рождения проводит Сергей Чижов.
Осенью прошлого года Фондом был запущен масштабный проект по социокультурной адаптации детей, приехавших в Воронеж из новых регионов. Его цель – помочь ребятам через культурно-досуговую деятельность быстрее адаптироваться к новому месту и школьной программе, влиться в культурную жизнь города, больше узнать о регионе проживания и обрести друзей. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов по результатам конкурса для некоммерческих организаций, участвующих в развитии гражданского общества. Всего на грантовую помощь претендовали 10,5 тысяч проектов со всей России, а получили – менее двух тысяч. Победа Фонда Чижова указывает на социальную значимость и актуальность его инициативы, а также – на высокий уровень доверия к деятельности НКО.
Также Фонд продолжает поддерживать соотечественников, которые приехали в Воронеж из новых субъектов России и разместились у родственников, арендовали жилье либо приобрели собственное. Они, как семья Стельмах, получают помощь по результатам заседаний Попечительского совета Фонда, наравне с другими подопечными.
Помогите людям преодолеть трудный период жизни, сделав благотворительный взнос удобным способом. Благодаря личному участию основателя, Фонд не использует право оставлять часть взносов на оплату текущей деятельности. Зарплаты сотрудников, продвижение акций, аренда помещений – личная забота Сергея Чижова. 100% собранных средств поступят адресатам!