Экспертный совет посмотрел 36 спектаклей, созданных не только в столице Черноземья, но и в Борисоглебске, Россоши и Лисках, определил лучшие и огласил результаты.
«Мы скучали по работе»
«Этот праздник должен был состояться в День театра, 27 марта, но случилось непредвиденное. Минувший театральный сезон – интересный, замечательный, неожиданный – закончился досрочно, – напомнила председатель воронежского отделения СТД России Татьяна Фролова. – Были и удачные спектакли, и люди, потрясающе делающие свою работу. Сегодня мы наконец-то поздравим их и еще раз повторим «Браво!» Церемония награждения состоится при поддержке Сергея Чижова, который помогает нам долгие годы. Я хочу поблагодарить его за внимание к артистам, любовь к искусству, доброту и отзывчивость. Все эти месяцы мы скучали по работе. Я думала, хуже всего балетным, они теряют форму. Но и остальным артистам, как выяснилось, было непросто без публики, аплодисментов, нашей особой творческой атмосферы».
«За чем пойдешь, то и найдешь»*
Абсолютным рекордсменом по итогам прошлого сезона стал Камерный театр – у него четыре статуэтки.
Актер Михаил Гостев получил премию за главную роль в комедии «Бальзаминов» по пьесе Александра Островского, которую поставил худрук Михаил Бычков. Также эксперты отметили Тамару Цыганову, сыгравшую в этом спектакле Красавину.
Людмила Гуськова стала лауреатом, воплотив образ Арманды Бежар в драме «Кабала святош» по Булгакову.
«Свобода и органика – вот те качества, благодаря которым актрисе удалось создать живой, запоминающийся образ, – считают критики. – Ее Арманда – притягательна, по-детски капризна (как-то не всерьез, а несколько театрально), по-актерски распутна и по-настоящему драматична, когда открывается ужасная правда о ее положении».
Впервые жюри оценило достижения хореографической труппы Камерного театра. Награду присудили Николаю Гаврилину, занятому в постановках «Зеркало» и «Танцуем Мандельштама».
Только вперед!
Еще один шаг к повышению профессионального уровня сделал театр оперы и балета. По словам главного дирижера Юрия Анисичкина, основные достижения года – это возвращение в репертуар шедевров классического наследия – спектаклей «Снегурочка» и «Спящая красавица», участие в престижных форумах и организация собственных фестивалей.
Эксперты с этим мнением согласны, поэтому лауреатом конкурса «Браво» стал баритон Роман Дюдин, исполнивший партию Мизгиря в опере «Снегурочка», и балерина Елизавета Корнеева, сыгравшая Аврору в спектакле «Спящая красавица».
Получая премию, Роман поблагодарил руководство театра за то, что «мы не только варимся в собственном соку, но и работаем с новыми режиссерами, такими как Евгений Иванов».
«Задачи режиссера нужно выполнять беспрекословно»
Театр драмы ищет себя в разных жанрах, в разной режиссуре, в разных слоях литературы. Так, в прошлом году художественный руководитель Владимир Петров поставил поэтический спектакль «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова. Главную роль в нем исполнил Сергей Карпов, которому образ Арбенина принес очередную премию.
Он никогда не думал о том, чтобы уехать из Воронежа, и не сомневался, что сделал правильный выбор.
«Когда я закончил институт, здесь были замечательные режиссеры – Глеб Дроздов, который пригласил меня в театр, Анатолий Иванов, с которым я проработал 20 лет. Они научили меня профессии и творчеству, – поясняет народный артист России Сергей Карпов. – Мне продолжает везти, сейчас я работаю с Владимиром Петровым – глубоким человеком с философским складом ума, хорошим знанием литературы, живописи, искусства. Его мысли, чаяния, воображение позволили мне понять и сыграть Арбенина так, как он хотел. Когда ты получаешь роль, ты обязан ее полюбить, увидеть что-то положительное. Никогда не надо бояться, не боги горшки обжигают! Необходимо понять, ради чего ставится спектакль. И если ты точно выполняешь задачи режиссера (а это надо делать беспрекословно, потому что он видит больше, чем актер), тебе будет сопутствовать успех».
Театр для детей и не только…
Главный режиссер ТЮЗа Вадим Кривошеев поставил драму «Воскресенье» по роману Льва Толстого. По его признанию, давалась она сложно. Надо было преодолеть «вязкость» текста, предназначенного в первую очередь для чтения, избежать религиозной нравоучительности, сохранить целостность этой объемной истории в рамках небольшого спектакля.
Театральные критики оценили эту работу довольно высоко. Особенно им понравилась Маслова, образ которой воплотила Екатерина Пухначева. «Я рада, что у нас есть возможность дарить зрителям положительные эмоции, мысли, которые они впоследствии могут обдумать, – сказала актриса, получая заветную статуэтку. – Надеюсь, искусство и дальше будет приносить людям счастье».
Еще одна знаковая постановка – спектакль «Крокодил» по сатирической повести Федора Достоевского. Этот фарс на подмостках театра кукол «Шут» поставил Виктор Шрайман. Роль Семена Семеновича приглашенный режиссер доверил Михаилу Каданину, которого и наградили по итогам фестиваля «Браво».
Специальные номинации
Приз секции критики «за очевидный рост» вручили Лискинскому музыкально-драматическому театру, где идет спектакль «Барышня-крестьянка». Работая в статусе профессионального коллектива лишь второй год, труппа получила приглашение приехать на гастроли в Воронеж и выступить на сцене Дома актера.
Специальный приз достался Татьяне Солошенко – одной из самых перспективных актрис столицы Черноземья, уверены эксперты. Жюри покорили ее работы в спектаклях «Ловелас» творческого центра «Антреприза», «Inostranka» и «Свидетельские показания» Никитинского театра.
Лауреатами самой почетной номинации «За честь и достоинство» стали профессор института искусств Надежда Бапаркина, ранее служившая в театре кукол, и режиссер Александр Латушко, который когда-то был артистом, а потом и художественным руководителем театра юного зрителя.
* Спектакль «Бальзаминов» поставил художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычкова по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» или «За чем пойдешь, то и найдешь».