Право на телемедицину
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Право на телемедицину

17 августа 2017 / просмотров – 2685
Хай-тек

При упоминании термина «телемедицина» часть наших сограждан вспоминает Кашпировского, проводившего свои сеансы по телевизору, а другая представляет роботов-врачей по ту сторону экрана. Как водится, правда – где-то посередине.

В повседневной жизни с примитивными формами телемедицины сталкивается каждый, звоня своему лечащему врачу для получения рекомендаций или задавая вопрос специалистам в интернете. Фактически это направление существует столько же, сколько сами коммуникационные технологии, и весьма емкое понятие включает как процессы, уже происходящие в обществе, так и трансформации, которые отрасли здравоохранения только предстоят.

Медицина космического происхождения

Предпосылки к созданию системы передачи медицинской информации появились в СССР в конце 60-х годов прошлого века в связи с развитием космической и авиационной отраслей. Так, уже тогда для дистанционного контроля параметров жизнедеятельности летчиков и космонавтов применялись биотелеметрические системы. А в 70-е во многих крупных городах была создана сеть центров удаленной кардиологической диагностики «ЭКГ по телефону». Существенным рывком в развитии этого направления стала организация телевизионного моста между СССР и США для консультирования пострадавших во время землетрясения в Армении и взрыва газопровода в Уфе в 1988-1989 годах. Канал связи был создан по инициативе советско-американской группы по космической медицине. В течение 12 недель было проведено более 200 сеансов с использованием аудио-, видео- и факсимильной связи между пациентами и клиниками из Москвы и США.

Правда о потерянном времени. По данным опроса Минздрава, пациенты тратят порядка 18 минут только на запись к врачу, еще 45 минут проводят в очереди. При этом на прием каждого больного отведено в среднем 15-20 минут, 5-7 из которых уделяется на заполнение больничной карты, выписывание рецептов и прочую бюрократическую волокиту.

Успешный опыт использования информационно-коммуникационных технологий дал толчок к масштабным исследованиям возможностей телемедицины. Так, с 1997 года в стране реализуется общероссийская система видеоконференций «Москва – регионы России», которая объединяет Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, РАМН и ряд других центров.

Необходимость в создании нормативной базы для использования информационных технологий во врачебной практике обсуждается в России не один год, поскольку телемедицина существует уже давно, но при этом законодательно не регулируется. Чаще всего она принимает форму онлайн-консультирования на специализированных сайтах – услуга скорее информационная, нежели лечебная. Пользователь описывает врачам беспокоящие его симптомы, затем его, как правило, успокаивают и направляют на очный визит к определенному специалисту, рекомендуя сдать анализы. При этом ставить диагноз и назначать лечение дистанционным докторам не было разрешено. Иными словами, использование телекоммуникационных технологий в здравоохранении сводилось к формату снятия тревожности с пациентов. В то время как потребность в оперативном решении проблем со здоровьем постоянно возрастала. И только 21 июля этого года Госдумой был принят закон, прошедший двухлетний путь подготовки.

Эскулап всегда на связи

Согласно упомянутому закону о применении информационных технологий в сфере охраны здоровья, который за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 января 2018 года, будет введено дистанционное оказание лечебной помощи. В совокупности с внедрением электронных рецептов и созданием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), эти изменения позволят освободить пациентов от необходимости проходить, по сути, необязательные повторные обследования, поскольку все данные будут храниться в электронной базе, доступной каждому врачу из любой медицинской организации. 

Еще один весомый плюс – карточки, результаты анализов и прочая информация, хранившаяся ранее только в бумажном формате, перестанет теряться. Все данные будут круглосуточно доступны в любой точке страны. Соответственно расширятся возможности проведения оперативного консультирования для корректировки лечения, назначенного при очном визите, также будет возможен формат проведения консилиумов в режиме онлайн.

Существует множество приборов (браслеты, футболки и даже носки), передающих данные о состоянии вашего организма напрямую лечащему врачу. Благодаря подобным гаджетам специалист может проводить мониторинг состояния здоровья пациента. Так, например, разработанный американцами нательный датчик HealthPatch считывает ЭКГ, пульс, частоту дыхания, температуру кожи, количество шагов, корректность осанки, уровень стресса и фазы сна.

Что касается выдачи рецептов, в том числе на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, важно отметить что у пациента останется право выбора формы, в зависимости от того, что для него более удобно: бумажный носитель или «цифра». В последнем случае ему не требуется каждый раз посещать поликлинику только лишь для получения рецепта, достаточно будет просто включить компьютер и войти в личный кабинет.

Вне зоны доступа

В соответствии с текстом закона о применении информационных технологий в сфере охраны здоровья, россияне смогут лечиться дистанционно, используя портал Госуслуг. При всем удобстве для отдельных категорий граждан на первых порах этот инструмент может быть недоступен. Дело в том, что, по данным аналитической компании Mediascope, российская интернет-аудитория к марту 2017 года достигла 87 миллионов человек, что составляет 71 % населения страны. Следовательно, остальные 29 % не смогут воспользоваться преимуществами удаленных медуслуг. Необходима техническая поддержка граждан с ограниченным доступом или без навыков пользования информационно-коммуникационными технологиями. Эту проблему может решить один из пунктов стратегии развития цифровой экономики в России, которая обсуждалась в июне при участии депутата Госдумы Сергея Чижова. Так, 2024 году 97 % домохозяйств страны планируется оснастить широкополосным доступом к интернету (100 Мбит/с).

Кроме того, оснащение клиник современным оборудованием, а также введение в электронных подписей потребует значительных вложений, в том числе бюджетных средств. Так, до конца года планируется направить более 20 миллиардов рублей на подключение к интернету 13,8 тысяч объектов структурных подразделений учреждений здравоохранения. О том, как будут финансироваться остальные, предусмотренные законом мероприятия, пока не сообщается. Впрочем, многие положения носят рамочный характер, и на получение детальной информации следует рассчитывать к ноябрю, когда будут разработаны все подзаконные акты.

По итогам 2016 года наибольших успехов в развитии удаленных консультаций удалось достичь США. Только за прошлый год их было проведено около 1,25 миллионов. По статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционное сопровождение пациента и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19 %, а количество очных обращений — на 70 %. Экономия на транспортировке тяжелобольных благодаря онлайн-консилиумам достигает 500 миллионов долларов ежегодно.

Дать конкретный прогноз касательно того, как будет проходить внедрение новых технологий даже в ближнесрочной перспективе, как отмечают эксперты, сегодня практически невозможно. Как сообщает генеральный директор «АльфаСтрахование-ОМС» Андрей Рыжаков, в следующем году стартует только первый этап и на моментальные и глобальные изменения в обществе рассчитывать не стоит. Тем не менее, процесс информатизации здравоохранения неизбежен. По словам директора института хирургии им. А.В. Вишневского Амирана Ревишвили, внедрение телемедицинских технологий в практику позволит на 50 % снизить смертность больных, нуждающихся в регулярном наблюдении врача, тем более, что в стране с такими огромными расстояниями как наша, связь со специалистом через интернет может стать спасением для «тяжелых», малоподвижных пациентов.

 

Экспертное мнение

Врач Воронежского областного клинического онкологического диспансера Вадим Щербаков.

– Как вы считаете, насколько принятые нормы повлияют на нашу жизнь?
Масштаб изменений будет зависеть от того, насколько быстро приживутся новые процедуры. Работы для врача станет больше: осуществление обычного приема пациентов параллельно с удаленным требует дополнительного времени и ресурсов.
– В каких случаях должны использоваться телемедицинские технологии?
В нашем учреждении дважды в неделю проводится конференц-связь с коллегами со всей страны. Разумеется, такого рода обмен опытом и знаниями приносит пользу. Также необходимы консультации со специалистами по срочным сложным случаям. Что касается единой электронной базы, это упростит работу с документацией, но с другой стороны, эта же документация будет параллельно вестись и в бумажном варианте. А отказ от него, в случае каких-либо сбоев и неполадок (а они, как мне кажется, неизбежны) повлечет за собой большие неудобства, как для пациентов, так и для врачей.
– Ощущаете ли вы сейчас спрос на заочное сопровождение больных?
В рентгенологической службе, к которой я отношусь, дистанционное консультирование не является чем-то новым. Многие учреждения, как частные, так и государственные, используют возможности удаленной работы на рентгене, КТ и МРТ.
– Какой вы представляете себе российскую дистанционную телемедицину через 5 лет?
Внедрение телемедицины – процесс сложный и продолжительный. Полагаю, что, когда в большинстве поликлиник появятся электронные карты – это уже будет немалым прорывом. Введение электронной записи на прием тоже не прошло безболезненно для населения. В частности, моя бабушка не могла записаться на прием к врачу в поликлинику через регистратуру. Ей просто отказали, объяснив, что записываться необходимо через интернет. Не думаю, что пожилым людям через 5 лет будет проще использовать новые технологии.&&

Ольга Такмазьян
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели