Оплот единения
Возведение одного из самых больших храмов России, являющего собой знак покаяния Богу за грехи отцов и дедов, заняло более 10 лет – с 1998 по 2009 годы. Вскоре после долгожданного завершения строительных и отделочных работ начался новый, не менее ответственный этап – роспись внутренних стен священными изображениями.
Благоукрашение святыни, как и строительство, стало поистине всенародным делом, объединившим прихожан, верующих воронежцев и гостей города, а также представителей городской власти и меценатов, которые оказали поддержку молитвой и финансовой помощью. Работы в этом направлении курирует основанный в 2003 году Благотворительный фонд Святителя Митрофания, он аккумулирует собранные пожертвования и оплачивает труд артели художников-иконописцев. Ориентировочная стоимость работ превышает 150 миллионов рублей. К августу 2017 года было оплачено свыше 29,7 миллиона рублей.
Благодаря этому сейчас уже расписаны купол (самый сложный этап, поскольку свод искривлен, и необходимо учитывать перспективу – прим. ред.), алтарь, а также южная и западная стены. Теперь мастерам предстоит украсить северную сторону храма, пространство под балконом и колонны. Планируется, что оставшиеся этапы будут завершены в течение 2,5 – 3 лет.
Путь к духовному согласию
Как отмечает клирик Благовещенского собора, дьякон Алексий Неделин, наиболее значимые события в строительстве храма происходили в дни Богородичных праздников. В этом проявляется особое покровительство Божией Матери – собор не случайно освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Это заступничество нашло свое отражение и в обилии сюжетов, посвященных Деве Марии. Так, например, на южной стене изображен протоевангельский цикл, который распространенно повествует о событиях ее детства и юности.
«В композицию росписи также включены изображения двунадесятых праздников, самые крупные – повествуют о наиболее значимых событиях: Рождестве Христовом и Воскресении. Кроме того, большое внимание уделяется евангельским сюжетам, образам отцов церкви, апостолов, мучеников, пророков, святителей, в том числе местночтимым святым, – рассказывает о благоукрашении храма священнослужитель. – Так, например, наиболее значимым событиям из жития святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, отводится пространство под балконом южной стены. Здесь мы видим поставление его Епископом на Воронежскую кафедру, период строительства корабельной верфи Петром I, а также чудо исцеления 8-летней девочки, которое произошло уже после преставления (после смерти – прим.ред.) и канонизации».
Стоит отметить, что стиль внутреннего убранства также зависит от архитектуры храма. Благовещенский собор построен в традициях русско-византийского зодчества, поэтому иконостас и роспись должны соответствовать по стилю.
«У нас эксклюзивный иконостас, разработанный мастерами из Щигров совместно с прежним настоятелем собора, архимандритом Андреем Тарасовым, который теперь является епископом Россошанским и Острогожским, – уточняет дьякон. – Второго такого иконостаса просто нет, в Калининграде есть похожий, но он значительно меньше по размеру. Его уникальность также заключается в том, что он инкрустирован полудрагоценными камнями, привезенными из Индии, – малахитом, лазуритом и другими. Поэтому художникам при разработке эскизов росписи нужно было также учитывать особенности орнамента и цветовую гамму. Ведь в результате убранство храма должно быть умиротворяющим, настраивающим душу на молитву. Пробуждению нашей души способствуют пение хоров кафедрального собора и возгласы священников и дьяконов во время богослужения. Все это благолепие показывает величие образа Божия, пред Его творениями, которыми мы и являемся».
Голубые и золотисто-охристые тона, преобладающие в изображениях, в сочетании с сусальным золотом в нимбах Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых действительно подчеркивают выразительность сводов и придают величественную красоту всему внутреннему пространству собора.
«На время работы мастеров службы в храме не прекращались, – подчеркивает отец Алексий. – Художники не доставляли каких-либо неудобств прихожанам, они тихо трудились: кто орнамент прорисовывал, кто лик. И люди радовались появляющейся красоте, особенно когда шел первый этап работ. Преображение собора вдохновляет!».
«Хрупкая» иконопись
Несмотря на имеющуюся систему вентиляции собора – в куполе и под балконом установлены автоматические жалюзи, вытягивающие дым от кадила и свечей, – уже сейчас на изображениях начинают появляться следы копоти и гари. Особенно это заметно на верхнем ярусе храма.
В преддверии главного христианского праздника Воскресения Христова в соборе проводят генеральную уборку. Учитывая высоту собора и размеры, не все работы возможно выполнить без помощи специальной техники или обученных людей. Например, помыть огромного размера окна или почистить паникадила, не возможно без привлечения промышленных альпинистов.
Однако многое все-таки можно выполнить самостоятельно. Так, по словам дьякона Алексия Неделина, под самым куполом есть небольшой лаз для того, чтобы своевременно заменить перегоревшие лампы или протереть пыль, но забраться туда без страховки рискнет не каждый.
Помимо борьбы с копотью необходимо почистить иконостас, ограду на солее, привести в порядок ковры, лампады и подсвечники, а также богослужебные сосуды и облачения. Все в храме должно быть готово к празднованию Светлой Пасхи и встрече ни одной тысячи православных верующих.