Он говорит, не повышая голоса и только по существу. Смотрит прямо в глаза, но от этого открытого, внимательного взгляда не испытываешь дискомфорта. У него точные, грациозные движения – никакой суеты и позы. Во всем его облике чувствуется спокойная уверенность в себе сильного человека. Такую внутреннюю силу особенно чутко ощущают животные. Недаром в бирюковских номерах обладатели «царского статуса» в зверином мире – львы, послушно прыгали через обруч, ходили по наклонному канату и выполняли множество других трюков.
На этой неделе Борис Константинович отмечает 75-летие, хотя в это сложно поверить. Ну никак не ассоциируется спортивный, обладающий мощной энергетикой, Бирюков с таким почтенным возрастом. Не меньше поражает и его цирковой стаж – 65 лет из 75-ти! Про таких артистов говорят «родился в манеже».
Магия циркового оркестра
Бирюков – представитель цирковой династии, корни которой по материнской линии уходят аж в XVIII век! Его отец Константин Павлович создал знаменитый номер «Тройной турник». Юный Боря свои первые шаги в качестве артиста сделал, когда ему не было еще 10 лет. Начал с акробатики и гимнастики. Участвовал в отцовском номере. Выступления турниста требуют большого мастерства, но Борис совершал захватывающие дух перелеты с перекладины на перекладину наравне со взрослыми партнерами. Позже он работал в жанрах клоунады и музыкальной эксцентриады. Кстати, музыке Бирюков учился в Гнесинке. В его арсенале – духовые инструменты, ударные, аккордеон. «В 1950-е у нас была большая семейная программа, – рассказывает Борис Константинович, – мы много гастролировали и в каждом городе обязательно садились поиграть в цирковой оркестр. Для себя – не ради денег. Потому что для исполнителя это лучшая практика».
Сейчас многие цирки в целях экономии отказываются от оркестров. Только не воронежский. «У нас высокопрофессиональные музыканты, – говорит Бирюков, – к сожалению, артисты все чаще приезжают на гастроли с фонограммой. Но тогда я прошу оркестрантов поиграть в фойе. Чтобы люди видели их мастерство».
«Лев – настоящий мужик!»
Почему, проявив себя во многих ипостасях циркового искусства, Борис Константинович в итоге избрал дрессуру? Бирюков говорит: «Братьев меньших» люблю с детства. А львы – особая история. Это мощные, гордые животные. Одно время я работал и с тиграми. Они легче поддаются дрессуре. Тигр труслив. Он делит свою самку. Лев – никогда. Он чувствует себя хозяином положения. Лев – настоящий мужик!»
Повадки данного представителя кошачьих Бирюков изучал в Танзании, наблюдая за прайдом – семейной стаей львов. Ведь именно на воле раскрываются все тонкости звериной «психологии». Кстати, бытующее представление о том, что дрессировщик «ломает» животное, ошибочно. «Мы не убиваем инстинкт хищника, да это и невозможно – поясняет Бирюков. – Мы его притупляем. Как? Если скажу, что только лаской, это будет вранье. Дрессуры совсем без палки не бывает. Ведь даже детей, порой, шлепают в целях воспитания. Но все должно быть в меру! Животные злопамятны. К примеру, слон может вспомнить человека, обидевшего его, по прошествии 10 лет. Нужно искать контакт, подбирать каждому свое амплуа, шаг за шагом приучать к себе, поощрять хорошую работу. Сделал правильно – держи подкормку. Дрессура идет через желудок».
«Злые – самые талантливые»
Смотрим фото. На одном из них Бирюков в обнимку с хищниками, которые совсем по-детски склонили ему на плечи косматые морды. А вот афиша: улыбающийся Борис Константинович держит на шее своего питомца Дакара. Для справки: средний вес льва – около 200 килограммов. Еще снимок: лев на пьедестале, а над ним застыл в грациозном прыжке его собрат. В свое время, когда Бирюков показывал этот номер, один хищник через другого «перелетал» раз 15, и в очень быстром темпе. Повторить подобное потом не смог ни один укротитель.
Легкость, с которой звери проделывают трюки на манеже, – верхушка айсберга. Зритель видит только эффектный результат, за которым стоит самоотверженный труд. Бирюков, уже будучи артистом I категории, много лет стажировался у известной укротительницы Ирины Бугримовой. «Я стоял на защите, – поясняет он. – Вскакивал при малейшей заварухе в клетке, рассаживал животных, и работа шла дальше». У львов при всей их царственности силен стадный инстинкт. Бросится один на дрессировщика, и за ним последует вся группа. В 1976-м во Львове питомцы Бугримовой взбунтовались прямо на манеже. Пришлось ее буквально отбивать у внезапно разъярившихся хищников. После той драматической ситуации дрессировщица решила прекратить выступления. Тогда Борис Константинович полностью обновил львиную труппу и начал работать над своей программой, которая затем завоевала огромную популярность.
Дрессировщик всегда рискует. От ЧП не застрахован даже самый блестящий мастер. «Такова специфика работы, – говорит Бирюков. – Есть более спокойные животные, есть агрессивные. Последних дольше приучаешь к себе. Но, между прочим, злые – самые талантливые».
«Мы были погружены в цирк»
Цирковая жизнь – бродячая. Бирюков изъездил всю Европу, пересекал Атлантику, бывал в Иране, Кувейте, Китае, – да разве все перечислишь? «Помню первую поездку, – делится он. – Мы направлялись по маршруту «Куба–Мексика». Отчаливали из Одессы. Там в порту еще красовался плакат: «Лучший вид отдыха – прогулка по морю». Наша «прогулка» продолжалась 24 дня. Между тем, выяснилось, что меня жутко укачивает. А в районе Азорских островов теплоход попал в 8-балльный шторм. Но, знаете, артисты нашего поколения никогда не зацикливались на подобных трудностях. Мы были погружены в цирк, стремились создавать в нем что-то новое и даже не задумывались, сколько это будет стоить».
Гастролировать Борис Константинович перестал только в 1990-х, когда его назначили руководителем воронежского цирка. В то время это учреждение культуры было в удручающем состоянии. На верхнем этаже разместился вещевой рынок, в подвалах торговали водкой, а когда новый директор стал наводить порядок, к нему пришел объясняться криминальный авторитет. Однако на человека, у которого львы прыгали через обруч, его «доводы» не подействовали. Бирюков торговцев разогнал, обновил оборудование, привлек в Воронеж яркие цирковые программы. Сейчас наш цирк один из лучших в России. Но своих хищных питомцев Борис Константинович не может забыть до сих пор. Ему часто снятся рыжие четвероногие артисты, замершие на тумбах в ожидании его команды…
Приручивший «царя зверей»
Директор и худрук воронежского цирка Борис Бирюков не похож на брутального укротителя, каким рисует образ дрессировщика львов расхожий стереотип. Так сразу и не подумаешь, что этот аристократичный, интеллигентный человек с длинными пальцами музыканта более 40 лет запросто входил в клетку к опасным хищникам. Но, странное дело, даже недолго пообщавшись с ним, вдруг ловишь себя на мысли, что его …хочется слушаться.
- Спецпроект «По следам революции». Язык в эпоху великих потрясений
- Флотская школа, государевы сады и царский зверинец. Из истории петровских нововведений на воронежской земле
- В поисках потерянной музы. Как Рахманинов обрел вдохновение после двухлетнего «молчания»
- Ученый, «заговорщик», узник Петропавловской крепости...