Профессия – милосердие. Воронежский базовый медицинский колледж отметил 150-летие
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Профессия – милосердие. Воронежский базовый медицинский колледж отметил 150-летие

3 ноября 2020 / просмотров – 1929
Образование

История учебного заведения, отвечающего за подготовку медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, началась в 1870 году. Какими достижениями гордится колледж, как проходит практическая подготовка студентов, рассказала директор ВБМК Светлана Селеменева.

Светлана Ивановна, расскажите об основных вехах развития Вашего учебного заведения?

Наш колледж – одно из старейших учебных заведений не только в регионе, но и в России. История началась 15 ноября 1870 года, когда благодаря старшему врачу Константину Васильевичу Федяевскому при воронежской губернской больнице открылась фельдшерская школа. В это же время при родильном отделении была открыта школа повивальных бабок. Эти первые учебные заведения стали основой колледжа. Затем была открыта школа сестер милосердия, срок обучения в которой с 1873 года продлили до четырех лет, включив в программу практическую подготовку.

После Октябрьской революции 1917 года были организованы курсы и новые школы по подготовке средних медицинских работников на основании Положения о медицинских сестрах, изданного под руководством Н.А. Семашко.

К 1940-му году в области было уже 22 средних медицинских школы, 10 из которых – в Воронеже. В годы войны наши медики помогали защищать родную землю, восстанавливали город.

В 1950-м фельдшерская акушерская школа была реорганизована в базовую, а в 1957 году медицинские училища № 1 и № 2 объединились в одно. В 1969 году построили новое здание ВБМК. Следующее изменение касалось статуса – в 1996 году учебное заведение было зарегистрировано как «Воронежское базовое медицинское училище», а в 2000-м реорганизовано в медицинский колледж.

Профессии, связанные с медициной, сейчас очень востребованы на рынке труда, а насколько они востребованы среди молодых людей?

В этом году в медколледж подали заявление рекордное число абитуриентов — более 2000 человек. Для сравнения в 2019-м их было 1261. За последние годы количество желающих у нас учиться увеличилось, в основном за счет обучающихся на договорной основе. Но бюджетные места также всегда были и есть. Сейчас за счет областного бюджета проходят обучение 48% студентов. Отмечу, что все больше школьников выбирают медицину сферой своей будущей работы. В прошлом году общий конкурс составил 3 человека на место, а в этом уже 5.

Самыми востребованными специальностями являются лечебное и сестринское дело. Мы выделяем три главных причины интереса к медицинским специальностям. Во-первых, практически 100 % трудоустройство, возможность абитуриента заключить договор на целевое обучение с медучреждением, предложения трудоустройства еще на этапе прохождения практики. Во-вторых, социальные гарантии будущей профессии. В-третьих, возможность профессионального роста, а именно поступление в медицинские вузы по традиционным экзаменам.

Расскажите о новых образовательных стандартах подготовки специалистов среднего медицинского звена.

Пока обновления стандартов подготовки не было, но изменения будут. Проблемы с реализацией не должны возникнуть, если программа будет оптимизирована и учебные заведения будут полностью оснащены. Сейчас много внимания уделяется дополнительному обучению и повышению квалификации специалистов с высшим и средне-профессиональным медицинским образованием. Создан и успешно функционирует Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в рамках которого ежегодно специалисты медицинского профиля проходят программы повышения квалификации, изучают специальные образовательные модули. Каждый год специалистам нужно набрать 50 баллов. Таким образом, за 5 лет каждый медработник должен получить 250 баллов, чтобы успешно быть допущенным к процедуре аккредитации. В нынешних реалиях на портале ежемесячно размещаются модули и задания, связанные с работой и профилактикой новой короновирусной инфекции.

Как колледж взаимодействует с теми медицинскими учреждениями, в которых впоследствии придется трудиться его выпускникам?

Мы стараемся поддерживать тесное сотрудничество, потому что только совместными усилиями можно сделать так, чтобы студенты захотели впоследствии пойти работать в какое-то конкретное отделение или подстанцию «Скорой помощи». Основное взаимодействие - это прохождение нашими обучающимися практики, работа с пациентами. Следующая форма - это целевое обучение студентов. Также мы проводим совместные ярмарки вакансий, на которых молодые специалисты могут узнать все о работе в том или ином учреждении.

Какой процент ваших выпускников получает высшее медицинское образование? Растет ли их количество?

Получают высшее медицинское образование минимум 15% наших выпускников. Многие выбирают наш ВГМУ им. Бурденко. Они зачисляются на общих условиях. Только для выпускников с красным дипломом есть определенный бонус - им прибавляют 5 баллов при поступлении. Такой «ступенчатый» формат обучения эффективен. Медицина – достаточно специфическая деятельность, которая требует определенного характера, таких качеств как стрессоустойчивость, милосердие, умение быстро принимать решения. В этом смысле медколледж – это хорошая проверка на истинность желания быть доктором. Здесь молодые люди знакомятся с основами, оценивают свои силы, а потом, приняв осознанное решение, продолжают постигать науки или концентрируются на практике.

За последние годы популярность средних профессиональных учебных заведений, таких как колледжи и техникумы значительно возросла именно по причине привлекательности поэтапного обучения.

Новые образовательные стандарты требуют соответствующей современной материально-технической базы колледжа. Как решается у Вас этот вопрос?

Сейчас у нас 24 специализированных кабинета и аудитории, компьютерные классы, библиотека с читальным залом, актовый и спортивный залы. Чтобы образовательный процесс был приближен к реальной работе в практическом здравоохранении, отработка навыков проводится в специальных лабораториях и кабинетах медицинских организаций на фантомах и муляжах. В распоряжении студентов электрокардиографы, микроскопы, тонометры. Также у нас есть реанимационные тренажеры для обучения сердечно-легочной реанимации, ростомеры, весы, функциональные кровати, родовая кровать, тренажеры для отработки техники внутривенных и внутримышечных инъекций, акушерский тренажер. Оснащенность кабинетов составляет от 89% до 96%. Материальная база регулярно пополняется за счет внебюджетных и бюджетных средств.

Практические занятия являются самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Как они осуществляются во время вынужденного дистанционного обучения из-за пандемии?

Практика и подготовка выпускных квалификационных работ стали самыми трудными задачами в период пандемии, поскольку они требуют оффлайн режима. В методических рекомендациях, подготовленных Минобрнауки РФ, указано:«При наличии технической возможности образовательные организации обеспечивают прохождение производственной практики с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». Студенты, которые не могут пройти практику в новом формате, должны учиться в соответствии с индивидуальным учебным планом. В таком случае сроки практики в пределах образовательной программы могут быть перенесены.

Можно с уверенностью сказать, что учащиеся нашего колледжа получили практическую подготовку – они заявили себя в качестве волонтеров. Студенты проводили термометрию, визуальную оценку признаков ОРВИ у пациентов , консультировали по вопросам профилактики коронавируса, работая на «горячей линии». Учащиеся 3-4 курсов приняли решение идти работать в больницы и стационары. Все они помогали врачам в борьбе с коронавирусной инфекцией в качестве младшего медперсонала.

Реформы, происходящие в здравоохранении, диктуют новые подходы в подготовке медицинских сестер. Расскажите о них и новых задачах, которые стоят перед учебным заведением.

К числу значимых задач, которые стоят перед учебными заведениями сегодня, можно отнести сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках подготовки специалистов среднего звена, с содержанием практики. Сейчас важны обратная связь от работодателей об уровне профессиональной подготовки студентов, поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности, стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности. Подготовка медицинского персонала должна быть в большей мере практической, учитывающей при этом вектор индивидуального развития студента, перспективы карьерного роста.

Какими достижениями медицинского колледжа, являющегося одним из старейших учебных заведений СПО России, Вы особенно гордитесь?

Можно выделить много ярких моментов в жизни нашего колледжа. В 2018 году наше учебное заведение заняло первое место в V Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в компетенции “Медицинский и социальный уход”.. В декабре 2019 на базе колледжа был открыт Аккредитационный центр средних медицинских работников. В том же году ВБМК стал лауреатом III Всероссийского конкурса «100 лучших ссузов Российской Федерации».

В юбилейный год на территории колледжа был открыт памятный камень в честь всех медиков – выпустившихся и будущих. Бережно сохраняя свои традиции, используя передовой опыт, наш коллектив стремится к достижению новых высот в деле подготовки средних медицинских кадров для обеспечения социально-экономического развития области и всей страны в целом.

Насколько, на ваш взгляд, важна поддержка системы здравоохранения, уровня подготовки выпускников профильных вузов и колледжей, материально-технического обеспечения образовательного процесса на федеральном и региональном уровне? Оцените поддержку на примере Вашего колледжа.

Для большинства наших выпускников постоянным местом работы становятся медицинские учреждения, входящие в государственную систему здравоохранения. Можно сказать, что мы зависим от законодательных решений, которые принимаются в отношении медиков. Без поддержки на федеральном и региональном уровнях в период пандемии системе здравоохранения было бы сложнее выстоять. Несмотря на значительное финансирование, направленное на преодоление кризисной ситуации, поддержку медиков, работающих в «красной зоне», ведется системная работа, направленная на развитие сети исследовательских центров, внедрение в практику новейших достижений медицинской мысли, строительство новых медучреждений, укрепление престижа благородной профессии медработника. Это отражается и на учебных заведениях, в том числе нашем.

Без определенных стандартов обучения, поддержки материально-технической базы занятия не были бы приближены к практике. Мы должны оперативно перестраиваться в изменяющихся условиях, а без господдержки это невозможно. Немаловажным фактором становится возможность целевого обучения. Для студентов это – гарантия надежности в будущем, а для лечебных учреждений – обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

В прошлом году замечательный волонтерский корпус ВБМК принял участие в авторском проекте Сергея Чижова «Фронтовой паек», направленном на поддержку ветеранов ВОВ. Также студенты колледжа активно участвуют еще в одном проекте парламентария – «Будь успешным!», в рамках которого получают полезные навыки и знания по личностному росту. Насколько важны такие проекты для студентов?

«Фронтовой паек», который реализуется в области уже много лет, – значимый проект не только для ветеранов, которые защищали Родину, но и для наших студентов. Принимая участие в нем в качестве волонтеров, они получают не только возможность больше узнать о войне от самих героев, но и опыт в реализации общественно-значимой инициативы. Причастность к проекту дает новый стимул развитию волонтерского движения в колледже.

Другой проект Сергея Чижова «Будь успешным!» направлен на раскрытие потенциала молодежи. Благодаря ему наши студенты учатся ставить цели и добиваться их, брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Преемственность поколений, сохранение исторической памяти, забота о ближних, активная гражданская позиция – эти ценности, ключевые для нашего общества, становятся частью мировоззрения молодежи, а это неоценимый вклад в наше будущее.

Екатерина Рогозина
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели