Просто о сложном. ТЮЗ готовится к премьере спектакля-притчи
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Просто о сложном. ТЮЗ готовится к премьере спектакля-притчи

29 ноября 2021 / просмотров – 1650
Культура

Что такое дружба? Чем можно пренебречь, чтобы спасти друга? Кто такой Бог? Как он выглядит и где живет? Спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба ставит московский режиссер Евгений Кочетков. Партнер проекта – Центр Галереи Чижова.

Главные герои истории – пингвины – размышляют на очень важные и сложные темы, пытаются понять жизнь, друг друга и, самое главное, себя. В 2006 году в Германии пьеса Ульриха Хуба была признанна лучшей. С тех пор ее активно ставят по всему миру.

Сюжет основан на библейской легенде о Ноевом ковчеге. Только там «всякой твари по паре», а здесь – три пингвина и всего два билета в один конец. Как друзья будут выкручиваться из ситуации, зрители узнают совсем скоро. Премьерные показы спектакля пройдут 4, 5 и 9 декабря при поддержке Центра Галереи Чижова.

Остановка как часть пути

Евгений Кочетков трудится в штате московского театра «Школа современной пьесы». В середине сентября он приехал в Воронеж и начал работу над постановкой «У ковчега в восемь».

«Самое главное – найти язык с командой. Мы изначально чужие друг другу люди. С разными мыслями, характерами. Поэтому первое время просто учились разговаривать друг с другом, – вспоминает режиссер. – А потом начался процесс сочинительства».

Евгений бывает в ТЮЗе наездами, но, тем не менее, пытается постичь внутренний мир актеров.

«Четкую задачу можно поставить только, когда вы понимаете друг друга, – уверен он.– Артисты – не мебель, не марионетки, а яркие индивидуальности. Я очень люблю их, потому что сам был актером. Мы все участвуем в процессе, предлагаем различные варианты. Но, так как корабль должен вести кто-то один, итоговое решение остается за мной».

«Да, мы соавторы, – подтверждает Ярослав Козлов, исполняющий роль одного из пингвинов. – Очень долго рассуждаем, останавливаемся, задаем вопросы – себе, партнерам, режиссеру. Можем три часа просидеть на одной фразе и… не найти ответ. Это спектакль-разговор. Повод для размышлений. Остановка, которая является частью пути».

Разговор с мирозданием

Режиссер не скрывает, что тема Бога для него сложная и никогда раньше он к ней не обращался: «Я пытаюсь разобраться, но вред ли это возможно. К этому можно лишь прикоснуться и сделать какие-то выводы лично для себя. Казалось бы, все понятно. Если Бог есть, ты в него веришь. Если нет, то тебе параллельно. Но, несмотря на это, мы постоянно обсуждаем данный вопрос. И тут возникает другая важная тема: Бог в нас самих. Это не предай, не обидь, не укради. Также в спектакле есть тема дружбы. Не в детском варианте «дружба крепкая, не сломается», не в бытовом, когда мужики на кухне бухают. А когда вы не общались 10 лет, созвонились, увиделись и ты в очередной раз понял: это мой человек. Дружба – это эмоция такая же, как любовь. Второй аспект, который меня по-настоящему интересует. К другу можно подойти с любым вопросом? Занять денег? Вряд ли дело в этом. У твоего друга может и не быть денег. В этом материале есть притчевость. Это разговор с мирозданием и самим собой».

 

Подбородок, язык, грудная клетка

В спектакле будут конструктивные декорации, много видеопроекции, находчивые пингвины-агностики и парящая в воздухе голубка.

«Театр должен быть современным, живым. Чтобы сегодняшний зритель отзывался, я смотрю, пробую, ищу новый театральный язык. Форма поддерживает содержание, – комментирует Евгений Кочетков. – Люди в конце XX века говорили не так, как сейчас, мыслили медленнее».

Да и двигались, скорее всего, по-другому. Поэтому одна из важных составляющих спектакля – пластика, за которую отвечает хореограф Андрей Сумин.

«Актер существует не только в характере, но и в движении. Это застроенная импровизация. Сложно не упустить пластику, чтобы она не пропала по ходу спектакля, не перешла в обыденность, – поясняет он. – Надо все время удивлять, следить, чтобы актер не только играл, но и чувствовал свое тело. Я всегда отталкиваюсь от особенностей людей. Например, у Яослава Козлова красивый подбородок и мы играем с этим. У Олега Бондаря – грудная клетка. Зачем что-то придумывать? Когда идешь от человека, все получается органично».

Дорога длиною в жизнь

«Премьера в начале декабря, но мы все еще находимся в поиске и сомнениях, – не скрывает актер Ярослав Козлов. – Спектакль «У ковчега в восемь» – это разговор не только о Боге, но и о взаимоотношениях. Мы ищем правду, хотя у каждого она своя. Если артист и режиссер понимают, о чем они говорят, зритель тоже поймет и поверит. Говорить о Боге непросто. Это детское произведение на взрослую тему. Думаю, , в первую очередь оно будет интересно подросткам, потому что как раз именно в этом возрасте идет становление личности. Ребята начинают рассуждать и задавать вопросы о Боге, дружбе, вере, надежде, любви».

Эта работа для семейного просмотра, считает режиссер.

«Моему сыну 7 лет, и он иногда спрашивает у меня, кто такой Бог, что такое церковь, – говорит Евгений Кочетков. – И мне надо как-то ему объяснить, просто, понятно, не пересказывая историю христианства, Евангелие и Библию. Мне 44 года и я все еще хочу изучить данную тему. Мне кажется, человек задает себе такие вопросы всю жизнь до самого преклонного возраста. Спектакль «У ковчега в восемь» – прекрасная возможность разобраться с самим собой и со своим отношением к Богу».

Партнер театра юного зрителя – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.

Ольга Ласкина
Дмитрий Чушкин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели