Ракетно-космической промышленности страны пророчат скорый ренессанс

Ракетно-космической промышленности страны пророчат скорый ренессанс

27 мая 2015 / просмотров – 1919
Закон

Последние несколько лет выдались не самыми простыми для отечественной ракетно-космической промышленности. Череда аварий в ходе запусков, последняя из которых произошла 16 мая (ракета носитель «Протон–М» со спутником «Экспресс–АМ4Р» рухнула на землю спустя девять минут после старта), вызвала бурный резонанс в обществе, став, по сути, показателем плачевного состояния целой отрасли. На днях заместитель председателя правительства, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрий Рогозин в своем теле-интервью Владимиру Соловьеву рассказал о глобальных законодательных изменениях, которые позволят нашей стране подтвердить свой статус великой космической державы.

Отвечая известному журналисту на вопрос, который последнее время на устах у россиян – почему мы стали «терять» ракеты? – Дмитрий Рогозин назвал сразу несколько острых проблем ракетно-космической промышленности страны. Во-первых, масштабные реформы, которые в свое время позволили дать мощный импульс развитию отечественной атомной энергетики и «оборонке», в ракетно-космической отрасли стартовали буквально в прошлом году. «Выяснилось, что конструкторские бюро до сих пор работают «на кульмане»: все рассчитывается без применения компьютеров. Даже аварийные ситуации рассматриваются не с помощью математических моделей, а исключительно по оставшейся материальной части ракет! – негодует зампред правительства. – Что касается недавнего падения «Протона–М», то имевшая место поломка двигателя полностью совпадает с аналогичными случаями 1988-го и 2013-го годов. Выходит, ранее истинная причина аварии так и не была обнаружена».

«Космические» коррупционеры получат по заслугам
Прокомментировал эксперт и беспрецедентные случаи коррупции, зафиксированные на предприятиях ракетно-космической промышленности специалистами органов финансового контроля и правоохранителями. «Миллиарды рублей, которые казна выделяла на преобразование отрасли, по факту выводились в личный карман определенного круга лиц. Все эти люди считали, что находятся в неуязвимом положении и при этом совершенно не думали об ожиданиях целого государства. А ведь мы живем в стране Сергея Королева и Юрия Гагарина! Любая неудача России в космосе – это личная драма ее граждан. Сегодня нет сомнений, что всех недобросовестных «космических начальников» сила правовой «гравитации» прибьет к местам не столь отдаленным».

8-я по счету госкорпорация может появиться в России уже к концу года
Старт радикальной реформы отрасли дал президент Владимир Путин. Первым шагом на пути кардинальных преобразований стало учреждение Объединенной ракетно-космической корпорации, в состав которой вошло большинство предприятий данного сектора. А уже 19 мая в первом думском чтении был одобрен пакет законопроектов, предполагающих создание государственной корпорации «Роскосмос». Эта структура сфокусируется на проведении эффективной космической политики, оказании госуслуг, управлении имуществом и осуществлении нормативно-правового регулирования. По прогнозам Дмитрия Рогозина, восьмая по счету государственная корпорация может появиться в отечественном правовом поле уже к концу текущего года.

Курс на глобальные перемены
В ряду других основополагающих изменений, ожидающих российскую ракетно-космическую отрасль, – перенос большинства тяжелых производств на Восток страны. Так, сборка легендарной «Ангары» в скором времени будет проводиться уже не в Москве, а в Омске: это, в том числе, позволит повысить занятость высококлассных специалистов и уровень их зарплат. Также на 2015 год, по словам зампреда правительства, намечена сдача в эксплуатацию первой очереди нового космодрома «Восточный». «Место для масштабного строительства было выбрано не случайно, – поясняет он. – Расположение космодрома позволяет запускать ракеты почти с той же широты, как и на «Байконуре». Кроме того, речь идет о 310 солнечных днях в году». Добавим, что рядом с «небесным плацдармом» в будущем появится город Циолковский.
Дмитрий Рогозин подчеркнул, что, несмотря на огромные усилия, которые сегодня направлены на возрождение ракетно-космической промышленности, запущенный процесс «пробуждения» займет некоторое время. Впрочем, подытожил государственный деятель, уже через 2–3 года отрасль сможет полностью преодолеть все негативные тенденции и выйти на качественно новый уровень развития.

Екатерина Беленова