Студийцы подчеркивают, что они занимаются театром, и инклюзия в данном случае – это не реабилитация, а попытка услышать друг друга, понять, почувствовать…
«Неудачно перешел дорогу и… любой из нас окажется по ту сторону, где тоже живут люди. Я не замечаю, что они особенные. Они такие же как мы. Мы учимся общаться и принимать абсолютно всех. Сами проходим реабилитацию, – объясняет режиссер Анна Зиновьева. – Сложно принять своего мужа, который делает все медленно и неправильно. Это практически, как научиться общаться с нашим Мишей с синдромом Дауна. С Мишей даже проще… Вы такие же особенные со своим ребенком, когда, сидя на кухне, не можете найти общий язык. Потому что каждый из нас – человек с особенными потребностями. После первого показа спектакля в Воронеже нас назвали ангелами. Мы долго иронизировали по этому поводу. Это не так, скорее даже наоборот. Театр всегда рассказывает об особенных людях. И с Гамлетом, и с Катериной точно что-то не так. Это то место, где собраны необычные судьбы».
Время инфантильных людей
Порой непрофессиональные актеры обладают большей художественной выразительностью и силой, уверена режиссер. Люди с инвалидностью в нашей стране все еще живут обособленно. У них свой опыт, и мы его не знаем. Он взращивает другие качества – ранимость, чувствительность, особое отношение к доброте. Для людей-затворников это не расхожий материал, а очень важная фактура. В них есть то, о чем писал Платонов.
«Сейчас время инфантильных людей, – считает Анна Зиновьева. – Юшка – человек верующий, у него другое мировоззрение. По культурологическим канонам, если ты не выстраиваешь свою жизнь относительно смерти, ты еще подросток. Инициации не было. А вот у Юшки она произошла, он давно и сильно болен. Бог для него – это реальность, а окружающие – просто обиженные дети».
«Театр – идеальная платформа для создания мира равных»
Инфантильны многие, в том числе и люди с инвалидность. Это подтверждает история Ольги Стволовой, актрисы и педагога студии «Инклюзион».
«Я не хожу лет с 10, некоторые этого даже не замечают. И вот играем мы в боулинг. Ребята на колясках сидят в благостном состоянии и ждут, когда им все принесут, хотя могли бы что-то сделать самостоятельно. Они как дети, а все остальные – взрослые. Когда я поняла это, мне захотелось все изменить. Я не хочу, чтобы на меня смотреть как на маленькую. Театр – идеальная платформа для создания мира равных. Там все артисты, они должны работать над ролью, идти к общей цели и в этом процессе мы едины. Театр – это лаборатория, где мы исследуем друг друга».
Кто такой Юшка?
По словам создателей спектакля, они думали о жизни Юшки, прислушивались к Платонову, пытались не врать.
«Долго рассуждали о главном герое. Кто он такой: дурачок или умный? Что у него развито: душа или мозги? – вспоминает режиссер Анна Зиновьева. – Ответов не нашли. Каждый раз на сцене другой вариант. У нас в театре развито понимание того, что мы находимся «здесь и сейчас». На вопрос «Кто такой Юшка?», отвечаем с учетом событий, которые произошли за день. Актеры в этом спектакле играют и главного героя, и тех, кто его мучает. Сам Платонов был и Юшкой, и человеком, который писал революционные статьи, острым на язык, ироничным».
Доброе сердце, которое тебя направляет
Спектакль оказал влияние на всю труппу – и на профессиональных актеров, и на людей с инвалидностью.
«Я стала фиксировать моменты, когда становлюсь злой, готовой кого-то не понять, – признается актриса Ольга Стволова. – Опыт этой постановки включает механизмы, которые все это перерабатывают внутри меня, и я прихожу к принятию. Раньше я бы сказала, «этот человек мне неинтересен», и пошла бы дальше. А теперь наоборот. Я обращаю внимание на таких людей и начинаю думать, почему они мне так неприятны. Пытаюсь исследовать это».
Постоянные репетиции, спектакли, актерское мастерство, сценическая речь… Для участников студии «Инклюзион» это не просто хобби, а настоящая работа или даже призвание. Ребята становятся ответственное, увереннее, взрослее, начинают помогать новичкам.
«Анна Викторовна собрала команду людей, которые загорелись ее идеями. Они очень сильно соприкасаются с каждым артистом, участвующим в спектакле, – добавляет актриса и педагог Яна Сигида. – В нашей команде собрана горячая, разносторонняя энергия. Мы все куда-то движемся и верим, что есть доброе сердце, которое тебя направляет».
Стратегическая цель – найти силу
«Когда начинаешь работать в «Инклюзионе», меняется отношение к жизни. Раньше я делала спектакли так, как учат всех режиссеров. Ты все придумал в голове, приехал, нужно подобрать актеров, – рассказывает Анна Зиновьева. – А в театральных инклюзивных школах сначала ищешь силу человека. Это стратегическая цель. Несправедливо, если у него не будет никакой силы. Мы верим, что она есть, путь даже не такая как у нас. И вот ты подключаешься к человеку, начинаешь его понимать, сочувствовать, любить. Он становится твоим. Мне кажется, это очень по-платоновски. Где святая простота соединяется со звездами, мирами, юродством. Мы в Платонове живем. Мы все его персонажи».
Итог беседы подводит Яна Сигида: «Мы все с особенностями. Мы все имеем право жить, любить, творить. Среди моих знакомых есть люди, которые говорят: «Я не пойду на спектакль, я буду плакать». Спрашиваю: «Почему?» Жалко! Представляете, как чувствую себя люди, которых все время жалеют? Гораздо лучше, если ты заинтересуешься человеком, спросишь: «Как дела? Как живете?» Искренне улыбнешься и будешь общаться на равных. Попробуйте, это намного интереснее».
Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.