«Чем дольше работаешь, тем больше ограничений»
«Когда ты молодой и тебе кажется, что театр способен изменить мир, ты в это веришь абсолютно и делаешь горячо, не особо вникая в нюансы. Просто шуруешь на-гора, на эмоциях, на радости творчества… А потом начинаешь немножечко уметь. И тогда внутри растет цензор, который все время говорит: «Стоп! Это не вкусно. Это плохой тон. Это уже было, нельзя повторяться», – рассказывает режиссер спектакля «Шутники» Евгений Марчелли, недавно возглавивший театр имени Моссовета. – Чем дольше работаешь, тем больше в тебе возникает ограничений. Ты сам их создаешь. И опыт, как ни странно, начинает мешать. Хочется хулиганисто закричать, чтобы мир изменился. А когда становишься мудрее, понимаешь, что это бесполезно. Оказывается, театр не способен изменить мир. Это странное понимание, оно тебя мучает, но при этом ты все равно надеешься: «А вдруг?» К сожалению, с опытом ты теряешь эту удивительную легкость и начинаешь оценивать себя со стороны. Это мешает».
«Я бы умер от ужаса «ничегонеумения»
«Был такой замечательный писатель Пришвин, который говорил: «Я бы не хотел стать молодым, потому что опять пришлось бы мучиться отсутствием мастерства. Это очень хорошие, честные слова, – считает художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, сыгравший в «Шутниках» роль Оброшенова. – Причина, по которой я тоже не хочу стать молодым (хотя никто и не предлагает). Я бы просто не выдержал еще раз. Не вынес. Заболел бы и умер от ужаса «ничегонеумения». Я бы мучился этим страшно. А еще, не забывайте, фамилия, папа… Как только я встал на эту дорогу, меня стали сравнивать. Я помню эти реакции, шок: «Чей сын? Райкина??? Где? Боже мой…» Да, я собака совсем другой породы. Надо было заранее писать в программках: «Подождите, не падайте в обморок! Посмотрите спектакль» Мне было очень тяжело. С одной стороны, конечно, умение, мастерство, опыт, должны приходить со временем. Но это как хорошо, так и плохо. Потому что студенты, с которыми я всю жизнь занимаюсь, от неумения и незнания того, что так нельзя, делают гениальные вещи, которые ни одному мастеру не придут в голову. Они считают, что так можно. А я думаю: «Господи, кому я нужен со своим опытом?» Я этого не показываю, но лежу внутри себя на лопатках. Опыт и мудрость вызывают двоякое ощущение».
Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки наиболее значимых событий в сфере культуры.