Руслан Гончаров: «Среди пожарных нет героев-одиночек, как в американском кино»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Руслан Гончаров: «Среди пожарных нет героев-одиночек, как в американском кино»

29 декабря 2020 / просмотров – 1300
Городская жизнь

Воронежские огнеборцы работают сутки через трое. Будни, выходные, праздники – все равно. 2020-й Руслан и его ребята встретили на службе. Выехали на пожар в районе полуночи, практически под бой курантов. Вернулись, сели за стол, начали кушать… снова вызов. В народе говорят: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Действительно, минувшие 12 месяцев были богаты на пожары, ДТП и чрезвычайные ситуации.

Самым сложным было возгорание в Радчино. Это рыбацкий поселок в Рамонском районе. Огонь тогда охватил порядка полусотни строений.

«Мы ехали туда тушить ночью, всей частью. Горели 30 домов, в каждом 2-3 газовых баллона, имущество. Люди в панике, кричат. Подъехать на пожарной машине невозможно: лес, узкие проезды, все домики построены с нарушениями, вплотную. Один от другого загорается, – рассказывает начальник караула ПСЧ №2 Руслан Гончаров. – Начинаешь притушивать, взрывается баллон, искры… Загораются еще три дома. Через пять минут второй баллон взрывается. Раньше все напрягались, потому что это опасно, а тут уже никто внимания не обращал… Они взрывались без остановки. Мощный пожар был. Хорошо, что там лес не сосновый, не разгорелся, а то вообще неизвестно, что было бы».

К счастью, жители Радчино не пострадали. Возгорание произошло весной, когда в поселке не так много отдыхающих.

Особенности национальных ЧС

«По осени были одинаковые пожары. Выезжаешь: лес, поле, бочка с водой, которая, по сути, ни на что не влияет, огромные площади… Мы сутки дежурили, потом сменялись, и половина караула шла домой, а остальные оставались на вторые сутки. Работали двое через двое, – вспоминает Руслан. – Ты не спал ночь, тушил, а потом вновь заступаешь на службу… Но если по справедливости, эти пожары затронули нас в меньше степени, чем областные части. Мы охраняем центр города. Ребята в районах, я думаю, вообще не сменялись».

Вторая пожарно-спасательная часть, в которой трудится Руслан, отвечает за Ленинский район. Происшествия здесь, как правило, типовые, но сложные.

«Горит, к примеру, квартира на 10 этаже. Лестницу поставить невозможно. Идешь в подъезд, все в дыму. Возможно, наличие людей. Причина №1 – маргинальные личности. Выпил, закурил или забыл пищу на плите, уснул… Я не знаю статистику, но чаще всего мы видим именно это. Приехать на квартиру и встретить адекватную семью – это редкость. Думаешь тогда, как хорошо, что мы помогаем таким людям, – говорит пожарный. – Был случай, резко загорелся холодильник, отрубило всю проводку, жители попробовали тушить... Пластик очень едкий, они начали задыхаться и чуть не погибли. Там были породистые коты, они все поумирали. Женщина из-за квартиры не голосила, а из-за любимых животных плакала».

Чем дольше работаешь, тем сложнее выделить какой-то запоминающийся случай. Все пожары – текущая работа. Но все же у зимних возгораний есть своя специфика.

«Тебя обливают водой. Вначале ты много двигаешься, потеешь, а потом на холоде начинаешь остывать. А пожар надо дотушивать! Это, конечно, ужасно, – объясняет Гончаров. – Бывают, нам мешают работать. С агрессией лезут, с драками, часто пьяные. Но бывает и помогают. На пожар выезжает довольно мало людей – четверо, плюс водитель. И местные жители – молодцы! – могут отнести линию на 10-й этаж, машины отогнать во дворе».

«Спасать людей реально интересно»

С учетом учебы в Воронежском институте противопожарной службы Руслан в профессии 11 лет.

«Меня с детства привлекали силовые структуры, армия. Мой отец – военный. Сначала я хотел пойти в авиационный институт, но там еще не готовили летчиков, а обслуга самолетов, радиостанции – вообще не мое. Я не технарь, – считает огнеборец. – Меня интересовал десант, погранвойска, а для этого надо было куда-то ехать, поступать. Затем я увидел клип про пожарных, узнал, что в Воронеже есть институт. Идешь, учишься, потом работаешь, спасаешь. И тогда я подумал: ты можешь всю жизнь прослужить в армии и никогда не побывать в зоне боевых действий, будешь стрелять по мишеням, маршировать и слушать крики руководства, а здесь пожары, спасение людей – это реально интересно».

Ни одно дежурство не обходится без выездов. Пожаров может и не быть, но ДТП, срабатывание сигнализаций, оказание помощи – обязательно. У бабушки дверь в квартиру заклинило, она не может выйти. Человек не ходит, а ему нужно в больницу. Случаи разные, жители Воронежа привыкли обращаться в МЧС.

«В огонь нельзя послать, можно повести за собой»

В пожарной охране Гончарову нравится именно боевая работа. Говорит, караульная служба – это катастрофа, документы его тяготят. Коллеги уверены: он ничего не боится. Постоянно в огне, каска поплавлена, боевая одежда тоже, несмотря на вставки из негорючих материалов. Пожары – это его стихия, уверен начальник ПСЧ №2 Владимир Доровских.

«Иду первый в огонь… Это такой штамп киношный. Просто я хочу быть примером для своих ребят. Говорят, в огонь нельзя послать человека, можно повести за собой, – поясняет Руслан. – У меня и в части, и в карауле (люди, заступающие на сутки, в среднем 15 человек) есть смелые, отчаянные ребята. Их много в Воронеже. Но мне хочется самому себе доказать, что я могу. Нельзя показывать, что боишься, хотя на самом деле мне страшно. В карауле нет героев-одиночек, как в американском кино. Это сложная система. Если где-то что-то не сработает, ты один ничего не сделаешь».

Как и у всех, у Руслана бывают перепады настроения, желание пофилософствовать.

«Минусы есть в любой работе, не надо романтизировать нашу профессию, – рекомендует он. – Я не знаю, как перебороть страх. Готовлюсь к худшему, настраиваюсь на лучшее. Случалось, нас приваливало, хорошо, никто не пострадал. Такие истории не для печати, скорее для «личного пользования». Больше всего переживаешь за личный состав. Не потому что за себя не страшно, а потому что, если с тобой что-то случится, то уже все. А если с кем-то другим, тебе с этим жить. Далеко не все зависит от нас. Здесь воля случая».

Физкультура – ненужный урок?

Другое дело – ринг. В свободное от дежурств время пожарный занимается смешанными единоборствами. Тренировки пять раз в неделю. В этом году получил второе высшее – окончил институт физкультуры. Любовь к спорту тоже от папы.

«Я начал заниматься ММА довольно поздно, в 21 год. Раньше не было возможности, – комментирует Гончаров. – Я из Рамонского района, деревня Русская Гвоздевка. Там нет секций. Если что-то открывалось, то работало максимум 1-2 дня. В городах тоже есть определенные проблемы, в том числе финансовые. В Соединенных Штатах, к примеру, ребенок выбирает, чем хочет заниматься – вольной борьбой, хоккеем – и тренируется в учебное время. У нас такого нет. Физкультура считается ненужным уроком, на котором можно ничего не делать».

Руслан всегда занимался спортом. «Собирал» боевые приемы, смотрел патриотические фильмы, ездил на стрельбы, в кадетские лагеря, где проводили занятия ветераны погранвойск. Когда стал курсантом, жил в казарме, тренироваться было негде. А на старших курсах пришел в зал и начал в прямом смысле пахать. Его тренеры отмечают необыкновенную целеустремленность и выносливость бойца. С 2015 года он участвует в открытой Лиге Черноземья по ММА. В 2019-м вышел в финал и стал победителем.

«Когда смотрю фильм про Хатико, захлебываюсь слезами»

На вопрос, с детства ли он был боевым и драчливым, Руслан отвечает: «Я очень импульсивный, эмоциональный, но в школе никогда не дрался со слабыми. Только с теми, кто заведомо сильнее и старше. Если соперник не хочет драться, я никогда не ударю. У меня в жизни был, может быть, один такой случай и мне до сих пор стыдно – вспылил. Я не позволяю себе такого. Это ниже моего достоинства».

По словам пожарного, выходя на ринг, он всегда хочет выиграть, однако...

«Любовь к единоборствам, это не желание причинить вред. Если я вижу, что соперник слабее, настроение портится, – признается Гончаров. – Я очень добрый. Когда смотрю фильм про Хатико, до сих пор слезами захлебываюсь. У меня нет злости, агрессии, чувства хищника».

Естественно, спорт помогает в службе. 25 этажей Руслан преодолевает бегом за 2 минуты 50 секунд. Боевку надевает за 16 секунд при нормативе в 21. Дыхательный аппарат может включить за 30 секунд.

 

 

 

 

 

 

Семейные ценности в приоритете

Супруга у Руслана под стать ему. «Боевая девчонка! – характеризует Анну муж. – Все понимает. Волевая, с характером». Конечно, он считает, что в семье главный мужчина, однако с Анной зачастую идет на компромисс. У них все на равных.

«Надежный тыл, крепкая семья – это очень важно. Не только для меня. Для каждого человека», – подчеркивает огнеборец.

2021-й Гончаровы будут встречать вместе. И 31 декабря, и 1 января у Руслана выходные. Правда, подарки он не купил. За это отвечает супруга. И елка в квартире появилась с опозданием – ремонт. Тем не менее, Новый год – один из любимых праздников его домочадцев.

«У нас есть традиция встречать не с друзьями, а с семьей – дочкой, родителями. Мои живут в Рамонском районе, супруги – в Волгограде. Поэтому ездим то туда, то туда по возможности. Мой отец сейчас – учитель в школе, мама – бухгалтер. В Русской Гвоздевке у них частный дом, лес рядом. Дочка любит гостить у бабушки и дедушки».

Семейные ценности у Гончаровых в приоритете. Руслан старается жить по совести, соблюдать заповеди.

«Все эти вещи не просто так написаны. Кто-то верит, кто-то нет. Но если попробовать, помогает. И в семье, и в жизни наступает счастье».

«С дочерью я делаю зарядку и играю в куклы»

Дочери Руслана и Анны 5 лет и она еще не знает, где будет работать – у папы или у мамы.

«Лиза выбирает. Побудет у мамы: все, буду юристом. Придет ко мне: пойду, наверное, в МЧС. Ей нравятся пожарные машины и наша телефонистка, – откровенничает Гончаров. – Лиза часто разговаривает с техникой. Просит машины отдохнуть и не ездить на вызовы. Это я научил. Садиться внутрь пока боится. Говорит, они меня на пожар увезут. Я объяснял, что такого не будет, но нет, у нее такое виденье».

Руслан обожает дочь. Нянчится с ней, играет в куклы, проводит совместные зарядки…

«Она занималась фигурным катанием, но мы все же остановились на танцах, – рассказывает огнеборец. – Я бы не очень хотел, чтобы девочка увлеклась единоборствами. Хотя она со мной на бокс ходит, прыгает на скакалке, смотрит турниры».Возможно, Лиза еще не осознает, что ее папа – герой, но к его профессии относится с уважением. Родители рассказывают ей, насколько важны в нашей жизни учителя, врачи, полицейские и, конечно, пожарные.

Отдельная история – зимний отдых. Руслан считает: лепить снеговиков слишком скучно, играть в снежки – травмоопасно. На лыжах он особо не умеет, коньки – не любит.

«Меня привлекает только один спорт – смешанные единоборства. Распыляться нельзя ни в каком деле, иначе ничего не получится, – констатирует глава семьи. – Поэтому зимой я надеваю специальную конструкцию (пожарный пояс, трос), сажаю дочку на «плюшку» и бегаю. Ребенок катается, а я тренирую ноги и взрывную силу».

Не горите!

Под Новый год принято загадывать желания. О чем мечтает простой воронежский пожарный?

«Если речь об МЧС, я бы хотел получить какую-нибудь классную медаль. К примеру, «За отвагу на пожаре» или «За спасение погибавших». У меня есть медали, но это все не то», – делится Руслан.

Также ему есть, что посоветовать землякам.

«Как говорит самый известный блогер в пожарной охране: «Не горите!» Соблюдайте технику безопасности. Всплески пожаров и бытового травматизма, как правило, бывают на праздниках. Меньше потребляйте горячительных напитков, а лучше вовсе откажитесь от них».

Ольга Ласкина
Дмитрий Чушкин, Кирилл Ионин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели