Кодекс об административных правонарушениях, пожалуй, самый «подвижный» документ. Регулируя большой пласт общественных отношений и бытовых вопросов, он неизбежно и гораздо чаще других подвергается изменениям. И еще больше инициатив отвергается, не получив одобрения парламентариев. Чтобы предотвратить внесение несистемных, разрозненных и необязательных корректировок, которые не только осложняют правовую систему, но и нередко создают «законодательные завалы», Государственная Дума планирует ввести процедуру обязательной экспертизы таких проектов.
Стабильность только снится
В административный Кодекс с момента его вступления в силу в 2002 году было внесено порядка 5 тысяч изменений 672 законами. Чтобы документ в полной мере отвечал требованиям времени и вновь открывающимся обстоятельствам, он дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки, ужесточались санкции, а какие-то статьи, наоборот, утрачивали силу.
«Бесспорно, закон должен быть «живым» и чутко реагировать на то, что происходит в обществе. Но когда правила меняются слишком часто, за ними невозможно уследить, а значит, снижается и готовность их соблюдать», - подчеркивает депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов.
Интенсивность изменений нарастала постепенно, вместе с развитием современного общества: до 2005 года Кодекс дополнялся в среднем 1 раз в месяц, к 2010-му – раз в 14 дней, а в 2013-ом – каждые 4! В последние годы период стабильности зафиксировался на 10 днях. Однако и этот срок не является приемлемым. Только в этом году в нижнюю палату Парламента было внесено 29 законопроектов, из которых принят и вступил в силу только один.
«Административный кодекс, по большому счету, регулирует правила поведения в обществе. Это и конфликты с соседями, и соблюдение правил ПДД, и споры с коммунальными службами, и многие другие житейские ситуации. Не будет преувеличением сказать, что нормы КоАП охватывают все сферы жизни. Но если люди еще не успели привыкнуть к старым правилам, как уже не обоснованно появляется что-то новое, то в конечном итоге граждане могут перестать обращать внимание на законодательные нормы. Практика показывает, что нередко правонарушения совершаются без умысла, из-за банального незнания законов. Но, тем не менее, это обстоятельство не освобождает от ответственности. Особенно остро эта проблема стоит для бизнес-структур, размер штрафов для которых исчисляется порой сотнями тысяч рублей и регулярно растет. При этом предприниматель был бы и рад соблюдать все требования, но просто не успевает их отследить, а потому приходит к неверному выводу, что нарушений ему не избежать. Решать эту проблему необходимо комплексно.
Во-первых, мы реформируем контрольно-надзорную систему с учетом риск-ориентированного подхода, при котором основной упор идет на предупредительные меры и разъяснительную работу, а наиболее опасным отраслям уделяется повышенное внимание. Сама философия проверок, а также работы правоохранительных органов, должна заключаться в стремлении не наказать за ошибки, а научить граждан, в том числе занятых в сфере предпринимательства, как не совершать их впредь.
Во-вторых, требования должны быть четкими, понятными и выполнимыми. С этой целью мы готовимся запустить «регуляторную гильотину», которая отсечет все устаревшие и избыточные нормы.
И, в-третьих, нам предстоит большая реформа системы административных наказаний», – пояснил Сергей Чижов.
Парламентарий также отметил, что благодаря активной работе по расчистке законодательных завалов, образовавшихся в предшествующие сессии, к этой осени в думском «портфеле» от прошлых созывов осталось только 38 инициатив из 2 020. Повышение качества законотворческой работы и более строгая процедура внесения новых документов позволяют сконцентрироваться на проработке решений, которые непосредственно направлены на улучшение качества жизни и защиту прав граждан. Ведется активная работа с экспертным сообществом, уже не один, а несколько комитетов по факту становятся профильными, благодаря чему проблема и пути ее решения прорабатываются комплексно.
Барьер для лишних перемен
Что касается вопросов контроля над актуализацией КоАП, эта тема уже обсуждалась в 2017 году. Экспертное сообщество предлагало самые разные способы: от выстраивания более плотного диалога между фракциями до тотального моратория на внесение изменений. В результате был сделан вывод, что самый оптимальный вариант – это создание механизмов, которые помогали бы отсеять некачественные законопроекты еще до их попадания в парламент.
«Тогда мы с коллегами разработали норму, благодаря которой внесение изменений в административный кодекс стало возможно только через принятие отдельных федеральных законов. Однако полностью проблему фрагментарных и несистемных корректировок это не решило. Поэтому сегодня мы работаем над законопроектом, который установит обязательный экспертный фильтр: законопроекты о внесении изменений и дополнений в кодекс можно будет вносить в Государственную Думу только при наличии официального отзыва правительства. Это требование направлено, прежде всего, на более тщательную подготовку документов на самой ранней стадии и рост ответственности за ужесточение действующих механизмов контроля и санкций», – отметил соавтор законопроекта Сергей Чижов.
Такая же практика существует при внесении поправок в Уголовный кодекс, и за 23 года его существования изменяющих законов принято в 3 раза меньше, чем за 17 лет действия в КоАП. Также только при наличии заключения правительства могут быть внесены инициативы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другие документы, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета.