Суровая романтика Машмета
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Суровая романтика Машмета

15 апреля 2015 / просмотров – 6050
Истфакт

Воронежский Машмет – что называется, микрорайон с репутацией. У одних он ассоциируется с предприятиями, известными на всю страну. У других – с местной суровой шпаной. А у кого-то с «визитом» НЛО… Но как бы то ни было, история у здешних кварталов богатая, и в ней есть место и героизму, и романтике, и тайнам. О пестром прошлом этой колоритной части города мы побеседовали с краеведом Еленой Устиновой.

Как целая деревня переехала на новое ПМЖ
Давным-давно здесь располагалась деревенька Песчанка,* упоминавшаяся еще в первом подробном описании Воронежа – в Дозорной книге 1615 года. На рубеже XIX – XX веков населенный пункт входил в Придаченскую волость. В черту города он был включен в 1938-м. Сейчас на этой территории пролегают улицы Новикова, Танеева, Саврасова, Шахтинская и другие, но местные жители продолжают величать ее по старинке – Песчанкой или Песчановкой.
Любопытное прошлое у улицы Менделеева. До революции она была главным «проспектом» деревни Алексеевки. В 1930-е годы, когда начал строиться завод СК, населенный пункт целиком перенесли на другое место,** а на его территории построили жилые дома для рабочих предприятия. Обновленную улицу назвали в честь знаменитого создателя периодической таблицы.
Больше света и воздуха?
На Менделеева есть загадочные дома. Речь о довоенных зданиях под номерами 2, 4 и 6. Дело в том, что стоят они необычно – «елочкой». Почему именно так – точно неизвестно, но, по словам Елены Устиновой, у горожан на этот счет имеются свои интересные версии.
По одной из них, расположение строений продиктовано близостью опасного производства. Дома выходят глухой стеной на СК. Это якобы должно ослабить действие взрывной волны в случае ЧП. Той же цели, по данной гипотезе, служит их размещение под особым углом.
Другое предположение куда более романтично. Согласно этой версии, дома строились по тому же принципу, что и знаменитая «Гармошка» Троицкого – а именно, в соответствии с теорией инсоляции. Ведь зодчий проектировал это здание так, чтобы в течение дня в каждую квартиру «заглянуло» солнце. О данной особенности строения даже сообщалось в прессе – в 1929 году в «Коммуне» вышла статья под названием «Больше света и воздуха, больше удобств».
«Миссия» немецкого химика Розенберга
История микрорайона тесно связана с промышленными предприятиями левобережья, а их здесь, как известно, немало.
В 1932 году была получена первая партия каучука на СК. Завод прославился на весь мир. В войну на него имели особые виды фашисты. В обозе армии, наступающей на Воронеж, шел немецкий химик Гвидо Розенберг, который должен был возглавить предприятие. Гитлеровцы надеялись собрать сведения о новаторской технологии, применявшейся здесь, но их план провалился. Рабочие вывезли большую часть оборудования, что впоследствии позволило восстановить СК в ударные сроки.
В 1933-м заработала Воронежская ГРЭС. К слову, в честь ее пуска город украсили иллюминацией, а на самой станции светилась гигантская фраза «Ток есть»… Во время фашистского вторжения предприятие обстреливала тяжелая артиллерия, но, несмотря на серьезные разрушения, оно было полностью восстановлено уже в 1944 году. Известно также, что на его территории действовали мастерские, где ремонтировали танки.
Уже после войны на левом берегу начали выпускать продукцию шинный завод и Машмет (производство машин для металлургической отрасли). Последнее предприятие затем было переименовано в Рудгормаш, но в воронежской топонимике прочно закрепилось прежнее название.
История одной фотографии
Особая история связана со школой № 33.*** Ее нам рассказал старожил микрорайона Владимир Грамзин, с которым мы познакомились благодаря Елене Устиновой. На встречу он пришел с фотографией 1949 года. На ней – наш респондент в детстве со своими однокашниками-пятиклассниками. С черно-белого снимка серьезно смотрят рано повзрослевшие ребята. Это взгляд мальчишек, переживших войну.
«Класс у нас был пестрый, – объясняет Владимир Васильевич, – в нем училось немало «переростков», которым в ту пору было по 13-14 лет». Это стало следствием военного времени – тогда у многих ребят возник вынужденный перерыв в обучении.
Еще одна примета эпохи – «видавшая виды» одежда учеников. «В те годы было не до формы, – говорит наш рассказчик, – не хватало самых элементарных вещей. Один из мальчиков в нашем классе ходил в самодельных башмаках на деревянной подошве». А вот другой пример: однажды в школу привезли особое угощение – сухое молоко. Его насыпали ребятам прямо в ладошки. Дефицитную бумагу на кульки тратить не стали. Впрочем, мальчишкам той поры подобные детали казались мелочами. Их больше интересовали «экспедиции» в окрестностях учебного заведения.
Эхо войны
Нередко из таких путешествий ребята возвращались с трофеями. Один из друзей Грамзина как-то пришел на урок …с настоящим пистолетом. Паренек наткнулся на оружие на пустыре. В то время в земле оставалось много подобных «следов» войны. Порой неожиданные находки приводили к трагедиям. Страшная история произошла на стадионе неподалеку от школы – второклассник нашел запал от противотанковой гранаты и в результате лишился руки…
Театр в лагере военнопленных
Отдельная страница в истории Машмета связана с лагерем немецких военнопленных. Он размещался в районе улицы Ростовской. «Несколько зданий было огорожено колючей проволокой в два ряда, по углам стояли вышки с часовыми, – вспоминает Грамзин, – немцы строили вторую очередь СК, на работу их водили под конвоем...»
Любопытные мальчишки знали и то, как был устроен быт бывших оккупантов. «У них имелись обувная мастерская, парикмахерская, библиотека и даже театр, – отмечает Владимир Васильевич, – уже в 1951-м, после того, как лагерь перестал существовать, пацаны лазили на его территорию. Они притащили оттуда в школу бутафорские деревянные винтовки и пробковые шлемы. Это был реквизит для пьес». Еще одним трофеем ребят стал том Маркса на немецком. Видимо, его труды держали в лагерной библиотеке специально – в целях идеологического воспитания.

*Своим названием она обязана одноименной речке, которую так нарекли потому что она протекает в песчаной местности. В настоящее время водоем сильно загрязнен. Через него перекинуто несколько автодорожных мостов.
**Сейчас здесь пролегает улица Просторная.
***В послевоенный период в здании учебного заведения размещалось две школы – женская (№ 33) и мужская (№ 21). Для каждой был предусмотрен отдельный вход. В 1954 году образовательное учреждение стало общим под номером 33.

Своеобразное отражение прошлое Машмета нашло в книгах замечательного воронежского писателя Виктора Костенко («Барак», «Коммуналка», «Особняк»). Произведения построены на личных воспоминаниях автора. Один из эпизодов посвящен Козьему (ныне – Южному парку). Когда-то жители микрорайона пасли там коз. В 1930 годы облагороженный сквер стал одним из любимых мест гуляний горожан. Позже, в 1989-м оно прославилось на весь мир. Если верить обитателям Машмета, здесь совершило посадку НЛО.

Одна из улиц в микрорайоне носит имя выпускника машметовской школы, летчика Алексея Небольсина. Этого парня, погибшего в неполные 23 года называют Заполярным Гастелло. В 1943-м он первым на Крайнем Севере совершил огненный таран.

На фото Владимир Грамзин (первый справа во втором ряду) с одноклассниками, 1949 год. Снимок из личного архива Грамзина.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 09.06. 22:38 Татьяна (Гость) Спасибо, очень интересная статья!
  • 12.06. 00:01 Татьяна, вам спасибо за внимание и добрые слова. И отдельная благодарность Елене Устиновой и Владимиру Грамзину за очень интересный рассказ. Елена Черных.
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели